На основании статьи 475 Гражданского кодекса РФ покупатель, которому передан товар ненадлежащего качества, вправе по своему выбору потребовать от продавца:
- соразмерного уменьшения покупной цены;
- безвозмездного устранения недостатков товара в разумный срок;
- возмещения своих расходов на устранение недостатков товара;
- отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за товар денежной суммы, в том числе и при отказе продавца от гарантийного ремонта товара.
В соответствии со статьей 330 Гражданского кодекса РФ неустойкой (штрафом, пени) признается денежная сумма, которую следует уплатить в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения своего обязательства.
Неустойка может быть установлена как законом (законная неустойка), так и договором.
Потребитель на основании Закона «О защите прав потребителей» (законная неустойка) вправе заявить требование об уплате неустойки в следующих случаях:
- нарушен срок устранения недостатков товара;
- нарушен срок замены товара ненадлежащего качества;
- не выполнено либо выполнено с задержкой требование о предоставлении на период ремонта (замены) аналогичного товара;
- нарушен срок выполнения работы (оказания услуги);
- нарушен срок удовлетворения требования о возврате уплаченной за товар денежной суммы.
В силу статьи 22 Закона о защите прав потребителей требование покупателя о возврате уплаченной за товар суммы подлежит удовлетворению в течение десяти дней со дня предъявления соответствующего требования.
Статьей 23 названного Закона установлена ответственность продавца за просрочку выполнения требований потребителя в размере 1% от цены товара за каждый день просрочки.
Требования потребителя об уплате неустойки, предусмотренной вышеназванным законом, подлежат удовлетворению в добровольном порядке.
Если потребителю будет отказано в выплате неустойки, соответствующее требование подлежит рассмотрению в судебном порядке. При этом следует учитывать, что сумма указанной потребителем неустойки (пени) не может превышать цену товара.