– Сергей Викторович, какие наиболее важные вопросы были рассмотрены на пленарных заседаниях недели?
–На трех пленарных заседаниях мы обсудили в общей сложности более 90 законопроектов. Остановлюсь на нескольких ключевых моментах. Мы продолжаем активно работать над формированием эффективной системы защиты прав и поддержки детей. Эта тема нередко оказывается в центре внимания общества в связи с трагическими новостями – жестоким обращением с детьми в иностранных приемных семьях, преступлениями педофилов. Но круг вопросов, требующих нормативного регулирования, гораздо шире. И мы стремимся обеспечить защиту прав детей во всех жизненных ситуациях. На прошедшей пленарной неделе мы рассмотрели два законопроекта, посвященных «детским вопросам». Так, в первом чтении принят законопроект, увеличивающий размер пенсии детей-инвалидов с существующих 7,1 тысячи рублей до 8,7 тысячи рублей в месяц. К слову, это повышение распространяется и на людей старше 18 лет, имеющих самую «тяжелую» группу инвалидности, – инвалидов детства 1-й группы.
Другой законопроект, принятый уже во втором чтении, касается правового статуса детей, родившихся в смешанных семьях, где один из родителей – иностранный гражданин. Когда закон будет принят, для получения ребенком российского гражданства не потребуется согласия родителя-иностранца, как это происходит сейчас. Гражданство гарантирует, что в случае развода ребенок сможет беспрепятственно вернуться в Россию вместе с одним из родителей.
Сельскохозяйственные организации не должны исчезать «с лица земли»
– На этой неделе Вы и Ваши коллеги не только обсуждали проекты законов, но и рассматривали отчеты нескольких министерств. Расскажите, как строится работа в этом направлении.
–Выступление министров в рамках Правительственного часа – это возможность получить информацию о ситуации в каждой из отраслей «из первых уст». На этой неделе мы заслушали выступления министра природных ресурсов и экологии и министра сельского хозяйства. Хотел бы более подробно на докладе главы аграрного ведомства, на котором были озвучены проблемы сельского хозяйства, в частности, засухи, в результате которой удалось собрать порядка 71 миллионов тонн зерна – почти в 1,5 раза меньше, чем в прошлом году. Также поднимались вопросы о дополнительной поддержке АПК в условиях ВТО, о проблеме недостаточной технологической оснащенности производств.
Определенные шаги для решения этих проблем уже предприняты на законодательном уровне. Целый комплекс налоговых льгот для аграриев по НДФЛ и налогу на прибыль вступил в действие с 1 января. Например, введена бессрочная нулевая ставка по налогу на прибыль для сельхозпроизводителей. Кроме того, теперь при определении налоговой базы не учитываются и средства страховых организаций, предназначенных для компенсационных выплат пострадавшим труженикам села. Также с Нового года освобождены от уплаты подоходного налога гранты крестьянских и фермерских хозяйств.
На этой неделе нами принят законопроект, направленный на предотвращение банкротства сельскохозяйственных организаций: в пять раз, до 500 тысяч рублей, будет увеличен размер задолженности организации, при которой может быть начата процедура банкротства. Это даст многим предприятиям шанс избежать ее. В случаях, когда это невозможно, преимущественным правом на покупку имущества будут пользоваться соседние сельхозорганизации. Это будет способствовать тому, что предприятия-банкроты не исчезнут «с лица земли», а продолжат производство, сменив собственника на более эффективного.
Кроме того, бюджетом предусмотрена и прямая господдержка АПК. В ближайшие три года она составит почти полтриллиона рублей. Эти средства в любом случае могут считаться достаточными, чтобы создать «запас прочности» российского АПК от воздействия как экономических рисков, так и природных аномалий.
В общей сложности объем налоговых льгот аграриям составляет от 14 до 18 миллиардов рублей в год |
«Любительская рыбалка» получит правовой статус
– На этой неделе шла интенсивная работа в профильных комитетах. Вы являетесь членом комитета по бюджету и налогам и подкомитета по налоговому законодательству. Какие темы стали основными на этот раз?
– Они касались широкого круга вопросов: налогообложения доходов физических и юридических лиц, взимания государственных пошлин и так далее. Остановлюсь подробнее на законопроекте, затрагивающем интересы миллионов россиян – «О любительском рыболовстве». Он прошел предварительное обсуждение в налоговом подкомитете, а затем был поддержан на общем собрании комитета.
Необходимым регулирование именно этой сферы стало потому, что на сегодняшний день в стране сложилась ситуация, когда любительская рыбалка фактически осталась вне поля правовой деятельности. С одной стороны, количество мест для бесплатной рыбалки катастрофически сократилось. С другой, процветал массовый вылов рыбы, когда под видом «любителей» действовали целые рыбозаготовочные производства.
Необходимо было разработать правовой механизм, учитывающий интересы всех сторон. Им стал правительственный законопроект «О любительском рыболовстве». Согласно ему максимальная площадь таких водных «резерваций» не должна превышать 10 % водного фонда региона. В то же время, законопроектом резко ограничивается продажа сетных орудий лова. Кроме того, установлены ставки сбора за каждую выловленную щуку или карася – от 35 рублей до 200 рублей за штуку, которые будут зачисляться в соответствующий бюджет. Эти средства будут направляться на развитие рыбного фонда России.
По экспертным оценкам, ежегодно занимаются любительским рыболовством до 25 миллионов россиян |
«Путевка в жизнь» для полезных законопроектов
– На этой неделе состоялось заседание экспертно-консультативного совета фракции «Единая Россия», в котором Вы возглавляете секцию по бюджету, налогам и финансовым рынкам. Каковы основные темы последнего заседания?
–Экспертно-консультативный совет был создан фракцией с целью поддержки и продвижения законодательных инициатив. В Совет поступает большое количество действительно полезных инициатив, посвященных широкому кругу вопросов. Например, на этом заседании мы рассмотрели 16 законопроектов, поступивших из регионов. Среди них поправки в Бюджетный, Налоговый, Таможенный и Трудовой Кодексы, пенсионное и миграционное законодательство. Но многие из них требуют «окончательной шлифовки» – уточнения отдельных моментов, дополнительного анализа до внесения в Государственную Думу.
Например, в компетенции вверенной мне секции находятся вопросы налогового законодательства. На этой неделе поступило три законопроекта, касающихся введения новых налоговых льгот. Так, депутаты петербургского заксобрания выступили с инициативой о введении на территории России торгового режима Tax Free. Суть законопроекта в том, чтобы предоставить иностранным гражданам при выезде из России возможность возврата НДС, уплаченного при покупке товаров внутри страны. Эта система уже давно привычна для россиян, путешествующих за границей. Вот и авторы законопроекта посчитали, что внедрение такого подхода будет способствовать притоку туристов в среднем на 15–20 %, а впоследствии скажется и на доходах казны. Как раз в этом вопросе наши взгляды с инициаторами поправок и разошлись. Введение Tax Free действительно могло бы быть полезным, но только для имиджевой составляющей нашей страны, способствуя ее сближению с ЕС. Но вот гарантировать увеличение отечественного товарооборота, на наш взгляд, предложенные изменения не могут: российскому рынку не хватает широких групп оригинальных товаров, а представленную импортную продукцию туристы могут приобрести и в своей стране. К тому же возникает вопрос: не отразится ли снижение поступления налогов в бюджет на уровне господдержки других сфер? Исходя из этих соображений, мы рекомендовали авторам представить детальные расчеты всех последующих эффектов реализации предложенных поправок.
Иногда возникает ситуация, когда параллельно поступает несколько инициатив по решению одной проблемы. Например, сейчас есть два законопроекта, предусматривающих увеличение отсрочки по задолженности в бюджет для аграриев, пострадавших от стихийных бедствий. В этом и подобных случаях мы рекомендуем инициаторам поправок объединить усилия и работать уже в соавторстве.
Как показывает опыт, экспертная оценка на предварительном этапе оправдана. Инициативы, получившие положительные заключения ЭКС, в большинстве случаев успешно принимаются Государственной Думой и «воплощаются в жизнь».