Все началось с искреннего желания Джона Пембертона приготовить средство от головной боли. Он вооружился листьями коки, сахаром и кофеином, после чего начал варить. В итоге получился вкусный стимулятор, который настолько понравился создателю, что тот решил продавать его через аптеки. Сироп постепенно набирал популярность, и фармацевт немного усовершенствовал формулу, добавив газированную воду.
Изобретатель кока-колы умер в нищете
Отсчет настоящей истории кока-колы как мифа и бренда можно начать с 1889 года, когда приехавший в Атланту ирландский иммигрант Аза Григгс Кендлер купил у вдовы Пембертона рецепт напитка за 2300 долларов – в то время это были весьма большие деньги. Мистер Кендлер, несомненно, имел коммерческое чутье, если учитывать, что поначалу его капитал равнялся всего лишь 1 доллару 75 центам: за некоторое время он сумел заработать достаточно, чтобы заплатить нужную сумму. 31 января 1893 года Аза Кендлер официально зарегистрировал «The Coca-Cola Company» с уставным капиталом в 100 тысяч долларов и товарный знак «Coca-cola». Последний создан был соседом и партнером Пембертона – бухгалтером Френком Робинсоном. Это он придумал сочетание «кока-коловый эликсир и сироп», а потом сократил его до «Coca-cola» и написал это название модным каллиграфическим шрифтом красным по белому.
Что же касается самого Пембертона, то из-за ухудшения здоровья и отсутствия необходимого капитала ему пришлось распродать бизнес своим партнерам. Всего он получил за сделку около 2000 долларов. 16 августа 1888 года изобретатель напитка, который впоследствии станет самым дорогим товарным знаком в мире, умер в нищете и похоронен на кладбище для бедных. Только спустя 70 лет представители компании «Coca-Cola» отыскали его могилу и установили над ней каменное надгробие.
Реклама – двигатель продаж
До Азы Кендлера кока-кола была всего лишь удачным изобретением. Кендлер сделал ее мифом. Собственно, история кока-колы – не столько биография газировки, сколько история раскручивания бренда, рекламных ходов, маркетинговых стратегий и методов управления. Тому, как освежающий напиток становился мифом, посвящены тысячи страниц исследований, читать, которые подчас увлекательнее любого детектива.
Coca-Cola была во многом обязана изобретательности своего президента, который не уставал придумывать, говоря современным языком, эффективные маркетинговые ходы. Например, Кандлер предлагал в рекламных целях бесплатно поставить какой-нибудь аптеке два галлона сиропа (что соответствовало 256 стандартным порциям готового напитка) – в обмен на 128 имен и адресов ее постоянных клиентов. Затем каждому из них высылали талон на приобретение одного бесплатного стаканчика Coca-Cola в указанной аптеке. Расчет был прост и точен: посетители, попробовав новый напиток, закажут еще по стаканчику, таким образом, аптекарь мгновенно сбудет всю партию товара. После чего обязательно закажет еще. Кроме того, Кандлер активно торговал часами, календарями и сувенирами с маркой Coca-Cola. Сегодня все это азы рекламного дела, но век назад такие вещи были в новинку, и с их помощью можно было творить чудеса.
Праздник к нам приходит
Освежающий напиток хорошо продавался только в летние месяцы. В компании думали-гадали, как убедить людей покупать содовую зимой. Сначала придумали слоган «Жажда не знает времени года», но все равно это было не то. Наконец, смогли все связать. А что если Coca-Cola и Санта Клаус? Сложность была в том, что до сих пор Санта хоть и появлялся в газетах и книгах, но никто не был уверен, как выглядит этот персонаж. Он то был святым, то охотником в шубе или огромным эльфом в зеленых гольфах. Санта Клаус, каким мы его знаем сейчас, дело рук кока-кольного отдела маркетинга, решившего соотнести сказочного персонажа с брендом 80 лет назад.
Шел 1931 год, когда упомянутая компания решила превратить святого-эльфа-гнома в любезного старичка, с бутылкой кока-колы в руках, путешествующего на оленьей упряжке и пробирающегося через каминные трубы в дома к детям, чтобы принести им подарки. Художник Хэддон Сандблом долго думал, какое лицо нарисовать Санте и… сделал свой автопортрет. Вот так, уже много лет в Рождество на нас смотрит добрый и веселый Санта-Хэддон.
Возникший благодаря компании Coca-Cola, Санта Клаус стал известен всему миру как единственный настоящий Рождественский Дед. Даже в южных странах, где палит солнце, он обязательно одет в шубу и разъезжает на санях в упряжке. Пожалуй, и к счастью, единственное исключение из общего правила составляет Россия, где Санта Клаусу не уступает место традиционный Дед Мороз со Снегурочкой, приходящий вовсе не на Рождество, а в канун Нового Года.
Кусай воскового головастика
А в Китае Coca-Cola оказалась в глупой ситуации. Дело в том, что китайцы произносят название этого напитка как «Кекукела», что означает «Кусай Воскового Головастика». Компания была вынуждена перебрать 40 тысяч вариантов написания своей торговой марки, прежде чем было выбрано «Коку Коле», что означает «счастье во рту».
Отметим, что в мире есть всего два государства, где нельзя купить эту газировку: Куба и Северная Корея. До 2012 года в этот список входила еще и Мьянма. Поставки на «Остров свободы» прекратились в 1960-х, после кубинской революции. При этом, когда-то эта страна была одним из первых зарубежных потребителей «Coca-Cola». Что касается КНДР, то там на прилавках магазинов этот напиток не появлялся никогда.
В России «Coca-Cola» впервые начали продавать во время Олимпиады-1980 в Москве. Когда администрация президента Рейгана решила бойкотировать Олимпийские игры, руководство компании этот бойкот не поддержало, заявив, что, поскольку является межконтинентальной корпорацией, стоит выше политических игр. Поэтому в 1980-м кока-кола и фанта стали официальными напитками московской Олимпиады.
Глотни холодной Coca-Cola в честь именинницы!
Конечно же, пить колу каждый день не стоит, но сегодня, в 133 годовщину знаменитой газировки, можно пропустить стаканчик-другой. Посетители Центра Галереи Чижова могут насладиться вкусом легендарного напитка на 4-м этаже, в ресторанном дворике. А еще лучше – совместить приятное с полезным, например, познакомиться с творчеством современных художников на выставочной площадке нового Атриумного зала «Галерея в Галерее».
До 15 мая на 3-м этаже представлена выставка Леонида Куйкина «Для души». Вдохновение художник черпает из красот северной природы, поморских деревень и нетронутой чистоты диких северных лесов. Частые поездки в Онежский район, деревню Малые Карелы, на Соловецкие острова помогли Леониду отразить в живописных работах летние белые ночи, свежесть полярного Белого моря и Северной Двины.
На 2-м этаже вы можете познакомиться с картинами Анны Замуруевой. На выставке «Видеть красоту» представлены работы в разных жанрах. Они исполнены в легкой импрессионистической манере, в основе которой лежит русская реалистическая школа живописи. А на 4-м этаже нового Атриумного зала – небольшая экспозиция ее 11-летнего ученика Коли Быбочкина. Привычные виды нашего города оживают в новом цвете благодаря чистому и непосредственному взгляду ребенка.
А на 1-м этаже нового Атриумного зала открылись сразу две выставки нашей землячки Ксении Таракановой. Посетители увидят роскошные букеты и пейзажи, написанные на пленэре в Абхазии, весенние улицы Парижа, просыпающуюся природу Черногории, яхты и море, а также ряд абстрактных полотен. Всего около 50 работ.
Наслаждаясь любимым прохладительным напитком, не забудьте познакомиться с историческим артефактом. Спускаемая капсула легендарного корабля «Восток 3КА-2» экспонируется на первом этаже нового Атриумного зала Центра Галереи Чижова.