Детский сад на пороге перемен
Опрос В Госдуме планируют рассмотреть законопроект, обязывающий медицинские учреждения пропускать родственников в реанимацию. Как вы относитесь к этой инициативе?

Детский сад на пороге перемен

1 октября 2013 / просмотров – 3307
Чижик
27 сентября Россия отметила День дошкольного работника. Незадолго до праздника в этой области произошли большие изменения: с 1 сентября вступил в силу новый закон, регулирующий всю сферу образования, дошкольного в том числе. Более того, впервые в стране разрабатываются и в отдельных регионах начали действовать федеральные государственные стандарты дошкольного образования. На их внедрение предусмотрено три года, но первые выводы можно делать уже сейчас.

«Ребенка ценят, а не оценивают»

В соответствии с новым законом «Об образовании», дошкольное образование впервые стало самостоятельным уровнем образовательной системы. Собственно, поэтому и понадобилось создать федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС). По словам руководителя разработчиков директора Федерального института развития образования Александра Асмолова, в новой системе координат «ребенка ценят, а не оценивают, детство является самоценным этапом, а не только подготовкой к школе». Ту же мысль подчеркнула на презентации ФГОС первый заместитель министра образования и науки Наталья Третьяк. Как она говорит, «задача детского сада – не научить ребенка писать, считать, читать», а сделать так, чтобы он «хотел учиться и социализироваться в других условиях» (в школе и далее). Отсюда ключевая идея стандартов, а именно…

…«дошкольный ребенок – человек играющий»

«Обучение входит в его жизнь через ворота детской игры», – говорит Александр Асмолов. В общем-то, в садах и раньше основной методической установкой было всестороннее развитие через игру. Но стандарты заостряют внимание на формировании самостоятельности, инициативности, активности. Подчеркивается важность уважения к личности ребенка и индивидуального подхода. Разработчики отмечают: цель детсада – создавать условия, где дети развиваются, где им интересно. Это залог успешной социализации при переходе на следующий – школьный уровень образования.

Никаких обязательных тестов

Когда было решено сделать дошкольное образование частью общего, многие задавались вопросом – не приведет ли это к механическому переносу школьной методики на детсады? Например, как измерять результаты малышей? Ведь это очень тонкий процесс. Стандарты не предполагают промежуточных и итоговых аттестаций для оценки дошкольников, чего опасались эксперты и педагоги. Конечно, без анализа детских возможностей не обойтись, но речь не о том, чтобы потенциальный первоклассник уже знал ученическую программу. Акцент делается на формировании навыков, соответствующих дошкольному возрасту. Вместе с тем, оговаривается, что в детсадах может осуществляться оценка динамики развития детей, измерение личностных образовательных результатов. Такая оценка проводится воспитателями и педагогами-психологами только с согласия родителей. А итоги мониторинга могут использоваться лишь для оптимизации работы с детьми.

Первые открытия маленьких исследователей

ФГОС дает принципиально новое определение основной образовательной программы  дошкольного образования. Впервые она определяется как программа психолого-педагогической поддержки позитивной социализации и индивидуализации детей, а не их обучения. Ребенок, по ФГОС, должен развиваться в четырех областях: коммуникативно-личностной, познавательно-речевой, художественно-эстетической и физического развития. Дошколята будут играть, общаться со сверстниками и взрослыми, исследовать окружающий мир и экспериментировать с ним, учиться конструировать, рисовать, лепить, петь, танцевать, слушать произведения фольклора и литературы, обучаться элементарной трудовой деятельности, заниматься ходьбой, бегом, прыжками… Словом, делать все, что и положено маленьким детям, и совершать в этом процессе свои первые маленькие открытия.

Есть варианты

По словам разработчиков, стандарт предполагает вариативность в условиях разнообразия детства. Каждый регион может учитывать, например, национально-культурные особенности при создании программ. Семья тоже имеет право выбирать направление развития ребенка с учетом его способностей. Поэтому для дошкольников должно предусмотрено множество разных программ, которые будут отталкиваться от федеральных стандартов.

Стандарт для Мэри Поппинс

Не менее важный момент – обучение педколлетива для работы по ФГОС. В соответствии с законом «Об образовании», должны быть созданы «Квалификационные характеристики педагога дошкольного образования». Стандарты станут одной из основ для этого документа. Согласно ориентирам, заложенным во ФГОС, на современных «Мэри Поппинс» возлагается целый ряд важных задач от «обеспечения эмоционального благополучия  каждого ребенка в группе» до «организации видов деятельности, стимулирующих развитие мышления, воображения, фантазии и детского творчества».

Особое внимание уделяется детям с ограниченными возможностями здоровья. Для них будут создаваться адаптированные образовательные программы. В детских садах, где есть такие ребята, должны работать ассистенты, которые будут оказывать детям необходимую помощь. Помимо этого, в дошкольном учреждении должны организовываться коррекционные занятия.

Стоимость услуг осталась на прежнем уровне

По новому закону, дошкольное образование отделено от «ухода и присмотра» за детьми. Плата будет взиматься только за этот самый «уход и присмотр». В нее не могут быть включены расходы, связанные с содержанием  имущества. Многие беспокоятся по поводу того, чем обернутся перемены. Ведь прежде родители должны были платить не больше 20 % реальной стоимости содержания малыша в детсаду. Эксперты Минобразования разъясняют: на самом деле родители и раньше платили «за присмотр и уход», а оказание образовательных услуг было и остается бесплатным. Закон не посягает на существующий порядок. Мы уточнили, как обстоит с этим дело сейчас в воронежских дошкольных учреждениях. По словам заведующих детсадов, плата осталась на прежнем уровне.

 

Экспертное мнение

 «Педагог должен идти в ногу со временем»

Людмила АРТЕМЬЕВА, заведующая МБДОУ «Детский сад комбинированного вида № 88»:

– Принятие ФГОС – это правильно и своевременно. Жизнь предъявляет все новые и новые требования к дошкольному образованию, да и современные дети другие, чем 20 или даже 10 лет назад. Они более информированные, технически подкованные. Им больше доступны новшества прогресса и так далее. Педагог должен идти в ногу со временем и воспитывать личность, которая сможет реализовать себя в быстро меняющемся мире. Человек, работающий с детьми, не может оставаться в рамках узкой специализации. Он должен быть художником, артистом; знать психологию, социологию, владеть информационными технологиями, чтобы в нужный момент прийти на помощь ребенку. Сейчас у нас создана творческая группа, разрабатывающая  педагогический стандарт для нашего учреждения, в котором отражены эти идеи. Радует, что сейчас значительно больше внимания уделяется дошкольным учреждениям. Появляются новые детские сады. Заметно улучшилось финансирование. С февраля 2013 года выросла заработная плата педагогов. Сейчас в нашем детском саду она составляет 18600 рублей, в то время как год назад она была в пределах 11 – 12 тысяч рублей.

Из досье ГЧ

Стаж Людмилы Артемьевой в системе образования 36 лет. Профессию выбрала еще в детстве, поскольку очень любила заниматься с младшей сестрой. Позже, когда уже проходила педпрактику, поняла, что работа с детьми – стопроцентно ее дело. «Это такое счастье, когда ты видишь детские улыбки, – говорит Людмила Ивановна, –  ничего более красивого для меня нет».

 

«Повышается престиж нашего труда»

Наталья ГЛАЗКОВА, заведующая МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида № 47»:

– Тот факт, что дошкольное образование выделили в отдельную ступень, говорит о признании его значимости в развитии ребенка. Еще ранее наметилась тенденция к росту заработной платы дошкольных работников. Это не может не радовать, потому что ранее данный труд не был оценен по-настоящему. Сейчас же повышается престиж нашего труда и это, соответственно, благотворно влияет на мотивацию. Кроме того, увеличивается бюджетное финансирование. То, что нам выделяется сейчас, не сравнить с тем, что было несколько лет назад. Эти позитивные изменения не случайны. Они связаны с деятельностью социально ответственных политиков, которым небезразлично, в каких условиях воспитываются дети. Таким политиком является депутат Государственной Думы Сергей Чижов, который очень много делает для поддержки дошкольного образования на всех уровнях власти. Тесное взаимодействие у Сергея Викторовича и с нашим дошкольным учреждением. Мы очень ценим его поддержку.

Из досье «ГЧ»

Стаж Натальи Глазковой в системе образования – 26 лет. Она говорит: «Общение с детьми – это невероятно интересно и очень ответственно. Работа с ними не терпит случайных людей, потому что она невозможна без искренней любви к делу».

 

«Уже сейчас вводятся специальные группы»

Татьяна ХРЕБТОВА, заведующая ДОУ – Детский сад № 127:

– В последние годы мы почувствовали позитивные перемены. Сократились очереди в детсады в связи с развитием сети дошкольных учреждений. Улучшилась материальная база. За счет бюджетных вливаний внедряются современные технические средства – интерактивные доски, мультимедийное оборудование. Поднят важный вопрос об обеспечении  равных условий в образовательной среде для детей с разными стартовыми возможностями. Идея инклюзивного образования нашла отражение и в законе «Об образовании», и во ФГОС. Уже сейчас в детсадах вводятся специальные группы. Это очень хорошая идея. Во-первых, дети с ограниченными возможностями здоровья не чувствуют себя ущемленными, а ребята, не имеющие таких проблем, общаясь с ними, становятся более отзывчивыми.

Из досье «ГЧ»

Стаж Татьяны Хребтовой в системе образования – 35 лет. О своем выборе она говорит так: «Я очень люблю детей, и потом профессия педагога – это творческое дело. Работая с детьми, ты становишься духовно богаче. Глядя в сияющие ребяческие глаза, забываешь про все трудности».

 

Кстати

 

Разработка гостантартов для дошкольной сферы велась с января 2013 года рабочей группой ведущих экспертов под руководством директора Федерального института развития образования Александра Асмолова. В июне проект был представлен на общественное обсуждение, после чего было рассмотрено около 300 замечаний и предложений.

 

Новый закон «Об образовании» расширяет возможности негосударственных дошкольных учреждений, частных детсадовских групп и семейных садов. Но это вовсе не значит, что они, как волнуются некоторые родители, со временем заменят бюджетные учреждения. Заведующие детсадов говорят, что это беспочвенные опасения. По их словам, система государственных садов – это основа, а частные и семейные – только дополнение.

 

1500 дополнительных мест в детсадах планируется ввести для воронежских дошколят в 2013 году по данным областного правительства. Из них 480 мест – за счет средств муниципального бюджета; 1065 – за счет федерального. В настоящее время в Воронеже 169 детсадов, которые посещают более 36000 детей.  

 

В течение 2014 года планируется построить 15 детсадов общей вместимостью около 3000 мест. Это почти сопоставимо с очередью, существующей в настоящее время. По данным обладминистрации, для 13 детсадов уже выбраны площадки и началась стройка.    

 

В тему

 

Как подготовить ребенка к детсаду?

«В первую очередь, родители должны понимать, что детсад – это коллектив, социум, – говорит заведующая детским садом № 47 Наталья Глазкова, – ребенку будет проще влиться в него, если у него будет опыт взаимодействия с другими детьми. Нужно, чтобы он как можно чаще находился в контакте со сверстниками – общался с ними на игровых площадках или во время различных детских мероприятий. Важно и то, как воспринимают ситуацию сами родители. Зачастую бывает так: ребенок практически готов, чтобы находиться в детском коллективе, но не готовы к этому родители. Им тоже нужна адаптация и чем быстрее она закончится, тем скорее привыкнут дети».

Конечно, спокойнее родители чувствуют себя, когда, что называется, отдают ребенка в надежные руки. Как выбрать подходящее дошкольное учреждение? Советует заведующая детским садом № 127 Татьяна Хребтова: «Для начала нужно ознакомиться с информацией, ведь у каждого детсада сейчас есть свой сайт. Там содержатся данные о том, какая направленность у дошкольного учреждения, какие возможности оно предоставляет детям, а также информация о педагогах. Кроме того, своим мнением о детсадах делятся между собой родители – какой уход, какое к детям отношение. Я думаю, что такая «родительская почта» работает лучше всего".

 

Елена Черных
239-09-68
alenagalch@gmail.com
Система Orphus
Добавить комментарий
Ваше имя (ник)
Текст комментария *
Введите текст с картинки *
Инфографика недели