Большинство родителей замечают, что их ребенок не выговаривает какие-то звуки, только при записи в первый класс. И тогда начинаются ежедневные занятия и с логопедом, и дома, лишь бы успеть «подтянуть» ребенка до 1 сентября. Некоторые находят выход из ситуации, нагружая малышей непосильной работой. Логопеды и воспитатели рассказали о правильных приемах коррекционной работы.
Дошкольные учреждения, представляя собой начальную ступень общей системы образования, должны вместе с семьей заложить основы личности и нравственности ребенка, подготовить его к школе. Решение этой задачи непосредственно связано с общением (в семье, детском саду) со сверстниками. Главную роль здесь играют взрослые, как хранители опыта, знаний, умений и культуры. Передача этих ценностей без вербального контакта обеднена или вовсе невозможна.
Коррекционная работа в специальном детском саду тесно связана с развитием понятийного мышления, расширением познавательных возможностей. Она позволяет дошкольникам ориентироваться в окружающей действительности, получать элементарные систематические представления о природе и общественных явлениях. Новые впечатления расширяют лексикон.
Укрепление здоровья детей – ценностный приоритет
В соответствии с действующим законодательством образовательная деятельность по программе дошкольного обучения осуществляется в группах, которые могут иметь общеразвивающую, компенсирующую, оздоровительную или комбинированную направленность.
Дошкольное образование детей с ограниченными возможностями здоровья может быть организовано как совместно с другими детьми в группах комбинированной направленности, так и в отдельных компенсирующих, с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей.
Депутат Государственной Думы Сергей Чижов, совместно с членами Комитета ГД, подчеркивает значимость дошкольного образования. Бюджетная деятельность Госдумы направлена и на улучшение регулирования в общей системе, в том числе на распределение средств на развитие и организацию обучения детей с нарушениями речи, готовятся предложения по совершенствованию нормативной базы и повышению доступности логопедической помощи ребятам, в частности ведется разработка положения о деятельности логопунктов в дошкольных учреждениях.
«В образовательной сфере учитываются особенности каждого ребенка. Помимо повышения квалификации педагогов, уделяется внимание работе с детьми с ограничениями здоровья, организации их обучения. Поддержка оказывается не только родителям, но и дошкольным образовательным учреждениям. Все эти направления способствуют успешной социальной адаптации ребенка в будущем, – подчеркнул парламентарий. – В рамках корректировки федерального бюджета на 2018 год на сферу образования дополнительно было выделено свыше 3,45 миллиарда рублей. Общий объем финансирования увеличился до 667 миллиардов рублей, в том числе на дополнительное образование до 18,2 миллиардов. Приоритетным направлением для страны остается обеспечение доступности дошкольного образования. Регионам в этом году выделены дополнительные средства – порядка 259 миллионов рублей – на развитие инфраструктуры системы дошкольного и общего образования. Воронежская область получила в этом году более миллиарда рублей из федерального бюджета на модернизацию дошкольных учреждений областного центра и районов. Это позволит решить задачу ликвидации очередей в детсады, построить новые и реконструировать старые объекты».
Дети с особыми потребностями могут получать дошкольное образование в учреждениях, на базе которых открыты «лекотеки» (прим. ред. служба психологического сопровождения и специальной педагогической помощи родителям, воспитывающим детей с выраженными нарушениями и проблемами развития), где оказывается образовательная услуга детям с ограниченными возможностями здоровья и детям-инвалидам, не имеющим возможность осваивать программу в полном объеме. Деятельность учреждения направлена на создание условий, обеспечение психолого-педагогического сопровождения и социализации, поддержки развития личности детей с ОВЗ и детей-инвалидов, а также на оказание психолого-педагогической помощи их родителям. В регионе функционируют 29 лекотек в 20 муниципальных образованиях.
Логопеды работают во всех детских садах, где есть воспитанники с нарушениями речи, которым рекомендованы занятия в соответствии с заключением психолого-медико-педагогической комиссии.
О пользе артикуляционной гимнастики
Недостатки произношения отягощают эмоционально-психическое состояние ребенка, мешают развиваться и общаться со сверстниками. Логопеды советуют начать заниматься артикуляционной гимнастикой каждый день. С её помощью преодолеваются сложившиеся нарушения звукопроизношения.
Артикуляционную гимнастику необходимо выполнять перед зеркалом. Ребенок должен видеть, что делает язык: где находится (за верхними зубами или за нижними). При этом движения доводятся до автоматизма постоянными упражнениями. Занимайтесь ежедневно по 5–7 минут. Выучите и повторяйте с детьми специальные стихи.
Главный совет логопедов: будьте терпеливы, ласковы и спокойны и у вас все получится.
Логопедические занятия дома
Для проведения домашних логопедических занятий вам понадобится: настольное зеркало, чтобы ребенок мог контролировать правильность выполнения упражнений; «Лото» различной тематики (зоологическое, биологическое, «посуда» и «овощи»); муляжи фруктов, овощей; разрезанные картинки из двух и более частей, кубики.
В школу без дефектов речи
Особые критерии готовности к школьному обучению предъявляются к усвоению ребенком родного языка как средства коммуникации:
1. Сформированность звуковой стороны речи. Ребенок должен владеть правильным, четким произношением звуков всех фонетических групп.
2. Полная развитость фонематических процессов, умение слышать и различать, дифференцировать фонемы (звуки) родного языка.
3. Готовность к звуко-буквенному анализу и синтезу звукового состава речи.
4. Умение пользоваться разными способами словообразования, правильно употреблять слова с уменьшительно-ласкательным значением, выделять звуковые и смысловые различия между словами, образовывать прилагательные от существительных.
5. Сформированность грамматического строя речи: умение пользоваться развернутой фразовой речью, умение работать с предложением.
Наличие у первоклассников даже слабых отклонений в фонематическом и лексико-грамматическом развитии ведет к серьезным проблемам в усвоении программ общеобразовательной школы.
Задача логопеда – устранить дефекты произношения и развить устную и письменную речь ребенка до такого уровня, на котором он бы смог успешно обучаться в школе.