«Если вас устраивает «цирк», вы соглашаетесь работать за еду!»
Опрос В Госдуме планируют рассмотреть законопроект, обязывающий медицинские учреждения пропускать родственников в реанимацию. Как вы относитесь к этой инициативе?

«Если вас устраивает «цирк», вы соглашаетесь работать за еду!»

28 марта 2013 / просмотров – 2287
Бизнес
Конечно, не в буквальном смысле. Речь о другом: компания, куда сотрудники приходят только ради денег – это «цирк», где «дрессировщик» манипулирует своими «тиграми» при помощи «куска мяса» или «кнута». И таких фирм в современной России – 70–80 %. Кто-то «просто» является на работу, кто-то «просто» предоставляет рабочие места, и при этом никто не задумывается, какую энергетику дает организация. Хотя волновать это должно и сотрудников, и руководителей. В компании-«цирке» персонал быстро выгорает, а потому направить его энергию на достижение общих целей становится все труднее. Как изменить ситуацию?

Насколько маленьким должен быть «кусок мяса»?

Компания для сотрудника действительно является источником энергии, которая может передаваться через еду, эмоции и смысл. Через еду – это «цирк», где менеджеров волнует один вопрос: насколько маленьким должен быть «кусок мяса», чтобы «тигр» все-таки сделал нужный трюк? Иначе говоря: насколько низкой должна быть оплата, чтобы сотрудник выполнил порученную работу? В менеджменте, кстати, эти понятия звучат так: мотиваторы и мотивация персонала.

В любом «цирке» обязательно должны быть нематериальные стимулы. «С одной стороны, невозможно бесконечно кормить «тигра», а с другой – если они толстые, то ленивы, неповоротливы и бесполезны, – говорит спикер семинара «Бизнес-день генерального директора» в Воронеже, известный тренер-консультант в области внедрения корпоративной идеологии Константин Харский. – Руководители, застрявшие на уровне «цирковой» мотивации, всерьез обсуждают: какого цвета должна быть «тумба», чтобы «звери» сами захотели туда прыгнуть. Среди таких владельцев бизнеса живет легенда: где-то есть «цирк», в котором «тигры» прыгают день и ночь – без «мяса» и «кнута».

 

Источник силы – гордость за компанию

Эксперт соглашается: увлеченные люди работают эффективнее и интенсивнее. Но как их заинтересовать, если в приоритете – одни лишь деньги?

«Платить больше – это бесперспективно! Сотрудники обрадуются и станут тратить в два раза больше, – приводит пример Харский. – Но будут ли они работать с максимальной отдачей? Маловероятно. Увеличение заработной платы не вовлекает работников в компанию. Фирма должна стать источником не только дохода, но и эмоций. Последние многократно превосходят «еду», то есть деньги».

Предвосхищая вопрос воронежских руководителей, Константин Харский сразу отвечает: «Может ли работа стать для сотрудника источником сильных, позитивных, ярких эмоций? Не только может, но и должна!» Как?

В компании – корпоративный праздник? Замечательно! Радости и энергии сотрудникам хватит на неделю. Но какая эмоция самая мощная? «Источник силы – это гордость! – говорит Константин. – Дайте повод гордиться фирмой, но это обязательно должно быть что-то исключительное. Объем продаж? Красивое офисное здание? Невероятно популярный товар? Чрезвычайно эпатажный руководитель? Вот ключ к снабжению работников большим количеством энергии и сил».

Фокус в том, что человек не может получить «позитивный заряд» от компании, а «растратить» его на приусадебном участке: он «пустит» его в дело.

«Иногда это сложно объяснить, – комментирует тренер-консультант. – Возможно, это связано с благодарностью. Кстати, есть такой момент: в фирме-«театре», где энергия передается через эмоции, неблагодарные люди надолго не задерживаются».

 

Не продавать, не обменивать – дарить!

Как определить, что компания является «театром»? Первый признак: сотрудники не безразличны к ее прошлому, настоящему и будущему. Они преображаются, даже рассказывая о своих должностных обязанностях. «Представьте: для таких работников пятница – самый нелюбимый день, но это не значит, что все они – трудоголики, – объясняет Константин Харский. – Просто люди получают энергию от работы, подпитываются ею».

Однако может возникнуть опасность. Иногда источником сильных эмоций, которые сотрудник получает в офисе, становится коллектив или даже отдельный человек, но никак не компания. Это неправильно. Если работники «подзаряжаются» от неформального лидера, то он получает слишком большую власть над коллективом – а это всегда проблемы…

Обычно, кстати, энергии в таких компаниях так много, что ее хватает и клиентам, и партнерам, и поставщикам. «Понимаете, почему потребители тянутся к фирмам, которые дарят им эмоции? Они их не продают, не обменивают, не ставят условий – просто дарят. Именно поэтому человек готов ехать через весь город, стоять в пробках, чтобы попасть в то заведение, где ему по душе».

 

Беззаветное служение идеалу

Передавать энергию можно и через идею, идеологию – это компания-«церковь». Другого, более подходящего слова для определения, нет. Это совсем не значит, что в таких организациях сотрудники молятся на руководителя и его бизнес. «Церковь», это когда компания способна дать сотрудникам смысл жизни.

«Кто-то ухмыляется, кто-то скептически покачивает головой, для кого-то это неприемлемо, – говорит Константин Харский. – Объясню: все дело в том, каким смыслом наполняет компания свою работу. Таких нет? Приведу примеры: Apple, Microsoft, Sony, Nokia. Единственный «минус»: жаль, что в этом перечне нет российских фирм».

Создать культовую организацию, по мнению эксперта, – высший уровень мастерства. Именно такой фирме позволено устанавливать стандарты и правила игры на рынке. Она может включить в цену премиальные за созданный ею культ, и ее сторонники с удовольствием приобретут товар, не выклянчивая скидок и не дожидаясь распродаж.

Люди, работая в таких компаниях, беззаветно служат одному идеалу, все мысли их и действия направлены на достижение одной идеи. У них «горят» глаза, они ходят на работу с удовольствием. Думают буквально так: «Когда же закончатся выходные, чтобы скорее прийти в офис?»

Когда фирма становится культовой? «нужно делать что-то новое и важное для своих клиентов, – говорит эксперт. – И отказаться от «принципов МММ»: мутно, мелко, меркантильно!»

Татьяна Кирьянова
239-09-68
kiryanova.tanya@gmail.com
Система Orphus
Добавить комментарий
Ваше имя (ник)
Текст комментария *
Введите текст с картинки *
Инфографика недели