Насколько маленьким должен быть «кусок мяса»?
Компания для сотрудника действительно является источником энергии, которая может передаваться через еду, эмоции и смысл. Через еду – это «цирк», где менеджеров волнует один вопрос: насколько маленьким должен быть «кусок мяса», чтобы «тигр» все-таки сделал нужный трюк? Иначе говоря: насколько низкой должна быть оплата, чтобы сотрудник выполнил порученную работу? В менеджменте, кстати, эти понятия звучат так: мотиваторы и мотивация персонала.
В любом «цирке» обязательно должны быть нематериальные стимулы. «С одной стороны, невозможно бесконечно кормить «тигра», а с другой – если они толстые, то ленивы, неповоротливы и бесполезны, – говорит спикер семинара «Бизнес-день генерального директора» в Воронеже, известный тренер-консультант в области внедрения корпоративной идеологии Константин Харский. – Руководители, застрявшие на уровне «цирковой» мотивации, всерьез обсуждают: какого цвета должна быть «тумба», чтобы «звери» сами захотели туда прыгнуть. Среди таких владельцев бизнеса живет легенда: где-то есть «цирк», в котором «тигры» прыгают день и ночь – без «мяса» и «кнута».
Источник силы – гордость за компанию
Эксперт соглашается: увлеченные люди работают эффективнее и интенсивнее. Но как их заинтересовать, если в приоритете – одни лишь деньги?
«Платить больше – это бесперспективно! Сотрудники обрадуются и станут тратить в два раза больше, – приводит пример Харский. – Но будут ли они работать с максимальной отдачей? Маловероятно. Увеличение заработной платы не вовлекает работников в компанию. Фирма должна стать источником не только дохода, но и эмоций. Последние многократно превосходят «еду», то есть деньги».
Предвосхищая вопрос воронежских руководителей, Константин Харский сразу отвечает: «Может ли работа стать для сотрудника источником сильных, позитивных, ярких эмоций? Не только может, но и должна!» Как?
В компании – корпоративный праздник? Замечательно! Радости и энергии сотрудникам хватит на неделю. Но какая эмоция самая мощная? «Источник силы – это гордость! – говорит Константин. – Дайте повод гордиться фирмой, но это обязательно должно быть что-то исключительное. Объем продаж? Красивое офисное здание? Невероятно популярный товар? Чрезвычайно эпатажный руководитель? Вот ключ к снабжению работников большим количеством энергии и сил».
Фокус в том, что человек не может получить «позитивный заряд» от компании, а «растратить» его на приусадебном участке: он «пустит» его в дело.
«Иногда это сложно объяснить, – комментирует тренер-консультант. – Возможно, это связано с благодарностью. Кстати, есть такой момент: в фирме-«театре», где энергия передается через эмоции, неблагодарные люди надолго не задерживаются».
Не продавать, не обменивать – дарить!
Как определить, что компания является «театром»? Первый признак: сотрудники не безразличны к ее прошлому, настоящему и будущему. Они преображаются, даже рассказывая о своих должностных обязанностях. «Представьте: для таких работников пятница – самый нелюбимый день, но это не значит, что все они – трудоголики, – объясняет Константин Харский. – Просто люди получают энергию от работы, подпитываются ею».
Однако может возникнуть опасность. Иногда источником сильных эмоций, которые сотрудник получает в офисе, становится коллектив или даже отдельный человек, но никак не компания. Это неправильно. Если работники «подзаряжаются» от неформального лидера, то он получает слишком большую власть над коллективом – а это всегда проблемы…
Обычно, кстати, энергии в таких компаниях так много, что ее хватает и клиентам, и партнерам, и поставщикам. «Понимаете, почему потребители тянутся к фирмам, которые дарят им эмоции? Они их не продают, не обменивают, не ставят условий – просто дарят. Именно поэтому человек готов ехать через весь город, стоять в пробках, чтобы попасть в то заведение, где ему по душе».
Беззаветное служение идеалу
Передавать энергию можно и через идею, идеологию – это компания-«церковь». Другого, более подходящего слова для определения, нет. Это совсем не значит, что в таких организациях сотрудники молятся на руководителя и его бизнес. «Церковь», это когда компания способна дать сотрудникам смысл жизни.
«Кто-то ухмыляется, кто-то скептически покачивает головой, для кого-то это неприемлемо, – говорит Константин Харский. – Объясню: все дело в том, каким смыслом наполняет компания свою работу. Таких нет? Приведу примеры: Apple, Microsoft, Sony, Nokia. Единственный «минус»: жаль, что в этом перечне нет российских фирм».
Создать культовую организацию, по мнению эксперта, – высший уровень мастерства. Именно такой фирме позволено устанавливать стандарты и правила игры на рынке. Она может включить в цену премиальные за созданный ею культ, и ее сторонники с удовольствием приобретут товар, не выклянчивая скидок и не дожидаясь распродаж.
Люди, работая в таких компаниях, беззаветно служат одному идеалу, все мысли их и действия направлены на достижение одной идеи. У них «горят» глаза, они ходят на работу с удовольствием. Думают буквально так: «Когда же закончатся выходные, чтобы скорее прийти в офис?»
Когда фирма становится культовой? «нужно делать что-то новое и важное для своих клиентов, – говорит эксперт. – И отказаться от «принципов МММ»: мутно, мелко, меркантильно!»