Эпидемия подделок
В конце ХХ столетия фальсификация медикаментов превратилась в глобальную проблему, на которую медицинское сообщество в лице Всемирной организации здравоохранения обратило внимание еще в 1987 году, когда поддельные препараты стали появляться в угрожающих масштабах – вначале в развивающихся странах, а затем и в Европе. По данным Ассоциации международных фармацевтических производителей на долю подделок приходится 5-7% фармацевтического рынка развитых стран. Таким образом, учитывая ежегодный мировой оборот от продажи препаратов-фальшивок, это производство становится одним из самых выгодных видов бизнеса после торговли оружием, наркотиками, алкоголем и бензином.
Сегодня более 70% всех лекарственных средств ввозится в Россию из-за рубежа и лишь около 30% производится собственными фармацевтическими предприятиями. При этом большая доля основы лекарств – также импортного производства. Нередки случаи, когда для снижения затрат российские компании закупают по дешевке товар, срок годности которого истекает, к примеру, через месяц. Поскольку он еще не закончился, препарат может быть без проблем ввезен в Россию. Вскоре партия этого товара превращается в лекарства, упаковывается – и на аптечных прилавках появляются таблетки «отечественного производства», в инструкции к которым указан обычный срок годности.
По данным Всемирной организации здравоохранения, 42% подделок приходится на антибиотики. На российском лекарственном рынке сегодня, по информации Минздрава России, фальсификация антибиотиков составляет 47% общего числа отечественных подделок, гормональных средств – 11%, противогрибковых средств, а также медикаментов, влияющих на функции желудочно-кишечного тракта и анальгетиков – по 7%.
Лекарственное «пиратство»
Ежегодно в России на закупку лекарственных средств из федерального бюджета выделяются миллиарды рублей. Именно финансовые потоки, которые вращаются на фармацевтическом рынке страны, и являются главной причиной, побуждающей заниматься нелегальным производством или ввозом просроченных препаратов. Что же играет на руку недобросовестным предпринимателям?
Прежде всего, присутствие на фармацевтическом рынке большого числа оптовых организаций. По данным Росздравнадзора, таковых в России более 2500. А вот, например, в Великобритании всего три оптовые компании – это национальные поставщики лекарств.
Да и продавцов, реализующих лекарства в нашей стране, много: на сегодняшний день в России насчитывается около 70 тысяч аптек и аптечных киосков. В Воронеже подобных точек тоже с каждым годом все больше. Как известно, чем шире сеть розничной торговли, тем труднее ее контролировать и тем проще реализовать через нее контрафактные препараты.
![]() | Если подделки выполнены искусно, то и врачи, и пациенты могут не подозревать, что имеют дело с фальшивками. | ![]() |
Помогает фальсификаторам также длинная цепочка посредников – по оценкам специалистов, от 8 до 15, которая сильно затрудняет возможность отыскать подпольный цех по производству фальшивок. Бывает также, что для закупки большой партии контрафактного лекарства специально создаются фирмы-однодневки. Совершив сделку, они сразу же меняют название.
Не секрет, что Интернет и «черный рынок» поставщиков и «переупаковщиков» представляют собой реальный вызов производителям, старающимся предотвратить распространение фальшивок среди продаваемых лекарств. Как результат, фармпроизводители сейчас разворачивают принципиально новые упаковочные формы и технологии, чтобы защитить свои бренды и, конечно же, потребителей.
«Наукоемкие» мошенники
Эти меры оказываются эффективными, правда, в меньшей степени, чем того хотелось бы фирмам, стремящимся защитить свою репутацию. Ведь, как правило, за фальсификацию берутся люди, имеющие серьезное фармацевтическое производство, а предметом подделки обычно становится препарат, имеющий годовой оборот продаж не менее нескольких миллионов долларов.
Экономика производства поддельных лекарств непроста. Подделывать таблетки кустарно зачастую оказывается дороже, чем на крупной фабрике, поэтому большая часть фальсификата производится на оборудовании крупных фармацевтических комбинатов, так сказать, «в свободное от работы время».
Заводы по изготовлению нелегальных лекарственных средств находятся в Юго-Восточной Азии, Польше, Болгарии. Причем в нашу страну такие «лекарства» поступают практически беспрепятственно: все необходимые сопроводительные документы, в том числе сертификаты соответствия, изготовители фальшивок научились подделывать лучше самих медикаментов.
![]() | «Левые» лекарства варьируются от простой смеси клея, мела и сахара до практически точных химических копий сложных медикаментов. | ![]() |
Преуспели в подделке медикаментов и наши соотечественники. Так, по данным Ассоциации международных фармацевтических производителей (AIPM) и Коалиции в защиту прав интеллектуальной собственности (CIPR), больше 40% фальшивок производится на крупных российских фармацевтических предприятиях.
По оценкам специалистов, при производстве партии в 100 тысяч упаковок подделка имеет равную с оригинальным препаратом себестоимость. В погоне за прибылью фальсификаторы стараются снижать затраты на «левую» продукцию, например, за счет закупки дешевых основ для лекарств в Китае, Индии или Болгарии.
Таблетка от жадности
Большое число посредников также сказывается и на цене товара, ведь каждый из них накручивает свой процент. 12 мая, выступая в Государственной Думе, глава Минздравсоцразвития Татьяна Голикова сообщила, что за период с 26 апреля по 3 мая в 37 регионах страны было выявлено превышение фактических розничных цен над предельными – от 0,17% в Липецкой области до 276,6% в Иркутской области. В результате проверки было выдано 518 предписаний об устранении нарушений, а по 300 фактам материалы направлены в прокуратуру.
Подобные проверки проводятся и в Воронеже. Так, недавно прокуратурой Железнодорожного района были выявлены нарушения порядка ценообразования в ряде аптек. В некоторых из них было допущено превышение предельных розничных надбавок к ценам на лекарственные средства, включенные в перечень жизненно необходимых и важнейших – «Финлепсин», «Ноотропил», «Мезатон», «Кагоцел», «Гептрал» и другие. По результатам проверки прокуратурой возбуждено три дела об административных правонарушениях, предусмотренных частью 1 ст.14.6 КоАП РФ (нарушения порядка ценообразования) и частью 1 ст.14.8 КоАП РФ (нарушение прав потребителей). Кроме того, прокуратурой внесены представления руководителям двух организаций об устранении нарушений закона и привлечении виновных лиц к ответственности.
![]() | Директор ГУЗ «Воронежский центр качества и сертификации лекарственных средств» Олег Селютин: – Проблема подделки лекарственных средств существует во всем мире, и наша страна не исключение. В этом году в Воронеже выявлено два случая ввоза фальсифицированных препаратов, которые после проверки были сняты с реализации. Чаше всего подделываются зарубежные препараты – их доля составляет примерно 60-70% от числа всех контрафактных лекарств. Это связано, прежде всего, с тем, что их торговый оборот на фармацевтическом рынке страны гораздо больше, чем у медикаментов, произведенных в России. После выявления подделок такие лекарства или возвращаются собственнику для последующей ликвидации, или уничтожаются там, где были обнаружены. Все материалы для дальнейшего расследования направляются в Росздравнадзор и правоохранительные органы. Если говорить о ценах на лекарства, то за последнее время из всего числа проверенных нами аптек в 3-6% случаев были выявлены нарушения в ценообразовании – в основном, они касаются наценки на медикаменты. За подобные действия учреждения платят штраф – минимум 50 тысяч рублей. Если аптека несколько раз была замечена в нарушениях, то ее деятельность может быть на некоторое время приостановлена. | ![]() |
А мы думаем, что это лекарство…
Существующие сегодня на российском рынке контрафактные медикаменты можно разделить на четыре типа.
● «препарат-пустышка», в котором вообще не содержится действующее лекарственное вещество. Теоретически этот препарат не опасен. Но если при сердечном приступе принять «пустышку» вместо нитроглицерина, вполне можно ожидать смертельного исхода от инфаркта миокарда;
● «препарат-имитация», в котором действующее вещество заменено на более дешевое и менее эффективное. Это считается самой опасной подделкой: не факт, что замена не окажется смертельной;
● «измененные лекарства», в которых содержится то же вещество, что и в оригинале, но в больших или меньших количествах. Здесь нет гарантий ни в лечебном эффекте, ни в отсутствии самых неблагоприятных побочных эффектов от передозировки;
● «препарат-копия» – достаточно распространенный в России тип подделки. В нем содержится то же вещество, что и в оригинале, и в тех же количествах. Такие препараты, называемые «качественными подделками». На первый взгляд безобидны, но в любом случае такие лекарства не проходят предусмотренную процедуру контроля качества.
Как отличить фальшивку?
«Хорошие» подделки ни по упаковкам, ни по внешнему виду ничем не отличаются от подлинных препаратов: штрих-код, серия и дата выпуска, а также голограмма на упаковке вызывают полное покупательское доверие. Тем не менее, перед вами может быть самая настоящая подделка, отличить которую можно только с помощью химико-фармацевтического анализа. Для этого в 69 регионах России работают более 80 специализированных лабораторий.
Но все-таки большинство подделок выполнены не на столь высоком уровне, вычислить их может и простой покупатель. Достаточно внимательно рассмотреть предлагаемое вам лекарство и сопроводительные документы. Бывает, что они сделаны неаккуратно: плохое полиграфическое оформление, нечеткая гравировка логотипа, инструкция с ошибками, отсутствие указания срока годности.
На случай, если вам предлагают очень дешевый препарат, следует также помнить, что рынок не может позволить себе снизить цену в два раза. Больше всего шансов купить фальшивку – на улице, в мелких аптечных киосках и Интернет-магазинах. Такие посредники легко идут на закупки поддельных препаратов: они дешевле, на них можно сделать больше прибыли.
Существующие сегодня на российском рынке контрафактные медикаменты можно разделить на четыре типа.
● «препарат-пустышка», в котором вообще не содержится действующее лекарственное вещество. Теоретически этот препарат не опасен. Но если при сердечном приступе принять «пустышку» вместо нитроглицерина, вполне можно ожидать смертельного исхода от инфаркта миокарда;
● «препарат-имитация», в котором действующее вещество заменено на более дешевое и менее эффективное. Это считается самой опасной подделкой: не факт, что замена не окажется смертельной;
● «измененные лекарства», в которых содержится то же вещество, что и в оригинале, но в больших или меньших количествах. Здесь нет гарантий ни в лечебном эффекте, ни в отсутствии самых неблагоприятных побочных эффектов от передозировки;
● «препарат-копия» – достаточно распространенный в России тип подделки. В нем содержится то же вещество, что и в оригинале, и в тех же количествах. Такие препараты, называемые «качественными подделками». На первый взгляд безобидны, но в любом случае такие лекарства не проходят предусмотренную процедуру контроля качества.
Как отличить фальшивку?
«Хорошие» подделки ни по упаковкам, ни по внешнему виду ничем не отличаются от подлинных препаратов: штрих-код, серия и дата выпуска, а также голограмма на упаковке вызывают полное покупательское доверие. Тем не менее, перед вами может быть самая настоящая подделка, отличить которую можно только с помощью химико-фармацевтического анализа. Для этого в 69 регионах России работают более 80 специализированных лабораторий.
Но все-таки большинство подделок выполнены не на столь высоком уровне, вычислить их может и простой покупатель. Достаточно внимательно рассмотреть предлагаемое вам лекарство и сопроводительные документы. Бывает, что они сделаны неаккуратно: плохое полиграфическое оформление, нечеткая гравировка логотипа, инструкция с ошибками, отсутствие указания срока годности.
На случай, если вам предлагают очень дешевый препарат, следует также помнить, что рынок не может позволить себе снизить цену в два раза. Больше всего шансов купить фальшивку – на улице, в мелких аптечных киосках и Интернет-магазинах. Такие посредники легко идут на закупки поддельных препаратов: они дешевле, на них можно сделать больше прибыли.