Младенческое неведение
«В Древней Руси существовала традиция: как только ребенка крестили, он получал имя и становился «дитем» (среднего рода), – говорит педагог-психолог Нина Гладских. – Младенцу, в принципе, абсолютно все равно, розового или голубого оттенка его пеленки. Он должен быть сыт и здоров. В этот период жизни малышу безразлично девочка он или мальчик, лишь бы мама и папа любили и заботились о нем. А цвет белья, оборочек, ленточек – прежде всего, сигнал для взрослых.
Понимание половых признаков складывается у ребенка к 1,5-2 годам. А к 3-4 – он уже начинает различать окружающих: дядя это или тетя, ориентируясь, в основном, на прическу и одежду. Но бывает, что трехлетнее чадо обращается к папе с наивным вопросом: «А в детстве ты был мальчиком или девочкой?»
Сильные и смелые
В 6-7 лет дети уже четко осознают, кто есть кто, и в соответствии с этим выбирают для себя различные игры – с машинками или куклами. Чтобы мальчики стали со временем настоящими мужчинами, а девочки – хранительницами очага, им, безусловно, требуется подобающее воспитание. При этом следует учитывать их врожденные (физиологические и психологические) особенности.
У представителей сильного пола изначально лучше развито правое полушарие, определяющее аналитические способности и обеспечивающее хорошую ориентацию в пространстве. Физически каждый мальчуган по определению сильнее своей ровесницы, но его организм хуже сопротивляется болезням и тяжелее переносит недуги.
Мальчику необходимо разъяснять задачу, давать указания, прежде чем он приступит к действию |
Мальчики более подвижны, менее усидчивы и в девять раз чаще, чем девочки, страдают от своей гиперактивности. Как правило, они смелее и самостоятельнее в суждениях. В описании событий больше внимания уделяют действиям. Их рассказы отличаются простотою изложения и незавершенностью сюжетов. В рисунках представители сильного пола используют меньшее количество оттенков, зачастую изображая себя на фоне машин.
Выносливые и эмоциональные
У девочек лучше развито левое полушарие, отвечающее за речевую деятельность, письмо, счет и логическое мышление. Их словарный запас обогащается значительно быстрее, они более детально описывают предметы, составляя сложные предложения.
Представительницы прекрасной половины человечества более выносливы. Здоровье у них крепче, и организм менее подвержен вредным влияниям внешней среды, лучше сопротивляется болезням, хотя физически девочки слабее мальчиков, быстрее утомляются, чувствительны к шуму. Они более эмоциональны и менее подвижны. Сердце у слабого пола бьется быстрее, поэтому они столь суетливы. С детства любят рисовать себя в фате, с четко выделенными ресницами и ртом, уделяя много внимания взрослым атрибутам.
Развивающие «уравнения»
В раннем возрасте у мальчиков надо развивать мелкую моторику, используя для этого соответствующие игры, а у девочек – крупную (к примеру, забавы с мячом). Чтобы они сравнялись в своем развитии, малышкам необходимо чаще давать различные головоломки, экспериментировать вместе с ними в трехмерном пространстве, делать математические представления более конкретными, доступными для понимания; а мальчуганам – предоставлять возможность выражать свои чувства, хвалить их за подвижность, энергичность, активность. Причем нужно использовать эти особенности в мирных целях: для полезных занятий, трудовой деятельности, помощи другим детям. Следует учитывать, что в присутствии пожилых людей, мужчин, мальчики более организованы.
Хвалить за хорошие поступки нужно всех ребятишек – это помогает им гордиться своими достижениями и успешно решать все задачи.
ЭКСПЕРТНОЕ МНЕНИЕ
Нина ГЛАДСКИХ, педагог-психолог МБДОУ «Детский сад комбинированного вида № 33»:
–Мальчик и девочка – два разных мира, их нельзя воспитывать одинаково. Надо стараться правильно понимать детей, призванных соответствовать своей сути.
Воспитать настоящих мужчин и женщин мы можем только в семье. Если все благополучно, и девочка близка к маме, она повторяет ее действия, копирует манеру поведения. Они составляют, будто бы, единый организм с первых минут жизни. Но папа для дочки тоже важен – это первый мужчина, в которого она беззаветно влюбляется. И эта привязанность уже не так бессознательна, как любовь к матери. Отец для девочки – спутник, защитник, который находится на некотором расстоянии и видится добрым, сильным. Именно с ним малышка получает опыт общения с человеком другого пола, и в ее сознании закрепляется представление о различиях между мужчиной и женщиной. Девочка, конечно, отталкивается от этой противоположности, чтобы полнее чувствовать и проявлять свою суть. Если дочка растет в атмосфере доверия и любви между родителями – у нее формируется доброжелательное отношение к отцу и, в дальнейшем, к мужчине как таковому. Чувствуя значимость своей личности в глазах папы, девочка учится открывать свое сердце противоположному полу.
В наших семьях зачастую бывает, что именно мамы воспитывают мальчиков, в отсутствии мужского влияния. В подобных ситуациях сыновья становятся инфантильными, вялыми, не способными принимать решения, поскольку женщина, которая одна растит ребенка, авторитарна и полностью берет ответственность на себя, подавляя возможные порывы проявления мужественности.