– Чаще всего на экспертизу приносят обувь, одежду, бытовые приборы, велосипеды и даже очки. Бывает, что воронежцы приходят к нам с ювелирными изделиями, в которых требуется определить пробу, или стоматологическими имплантатами, чтобы выяснить, из чего на самом деле они изготовлены. Пенсионеры проверяют работоспособность тонометров, один раз принесли даже слуховой аппарат. Что касается техники, то основные претензии касаются сотовых телефонов, телевизоров и пылесосов. Сейчас в продаже можно найти множество устройств известных брендов, но и в хороших аппаратах бывают неполадки, – рассказывает директор Центра мониторинга, экспертиз и охраны труда Торгово-промышленной палаты Воронежской области Олег Мякотников.
Экспертиза начинается с внешнего осмотра. Если речь идет о бытовом приборе, то по состоянию соединительных деталей можно определить, вскрывался ли он ранее. Затем идет проверка на работоспособность. При наличии пломбы изготовителя экспертиза проводится в присутствии представителя сервисного центра: если специалист самостоятельно вскроет пломбу, то вещь может потерять свои гарантийные свойства.
Нередко для того, чтобы разобраться в ситуации, требуется физико-химический анализ. На этот случай Торгово-промышленная палата заключает договоры с аккредитованными лабораториями.
Почему покупка выходит из строя?
По результатам экспертизы может выясниться, что имел место производственный скрытый изъян, недостаток приобретенного характера (другими словами, возникший по вине покупателя), а также конструктивный дефект (чтобы его установить, нужно проверить всю партию товара).
Нарушение правил эксплуатации – одна из наиболее частых причин нарушения работы бытовой техники |
Как поставить точку в споре?
– В соответствии с пунктом 5 статьи 18 Закона о защите прав потребителей, продавец обязан принять товар ненадлежащего качества у потребителя, а в случае необходимости – за свой счет провести проверку качества, в которой имеет право участвовать и покупатель. Он также может оспорить заключение данной экспертизы в судебном порядке, – рассказывает руководитель Консультационного центра ФГУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии Воронежской области» Людмила Авилова. – В то же время, потребитель может не передавать товар для проверки качества торговой точке, а представить заключение экспертизы сторонней организации. В этом случае продавец должен возместить ему данные расходы.
Людмила Васильевна отмечает, что в случае выявления недостатков товара, потребитель по своему выбору вправе потребовать замены на товар этой же марки (или аналогичный, но другой фирмы), соразмерного уменьшения покупной цены или возврата уплаченной за товар суммы. К слову, по требованию продавца и за его счет потребитель должен возвратить покупку в магазин.
ФАКТЫ В ТЕМУ
● Срок рассмотрения продавцом заявленной претензии на продукцию – 10 дней, с проведением экспертизы – 20 дней. Исследование продукции в гарантийный срок проводит торговая точка, а по истечению срока – потребитель.
● Экспертиза платная. Минимальная цена исследования в Центре мониторинга, экспертиз и охраны труда ТПП – 800 рублей. В каждом конкретном случае стоимость услуг следует заранее уточнить у специалистов.
● Срок рассмотрения продавцом заявленной претензии на продукцию – 10 дней, с проведением экспертизы – 20 дней. Исследование продукции в гарантийный срок проводит торговая точка, а по истечению срока – потребитель.
● Экспертиза платная. Минимальная цена исследования в Центре мониторинга, экспертиз и охраны труда ТПП – 800 рублей. В каждом конкретном случае стоимость услуг следует заранее уточнить у специалистов.
Потребительский экстремизм. Этим термином обозначают попытки недобросовестных граждан не защитить свои права, а получить выгоду. В своих корыстных целях они грамотно манипулируют юридическими нормами, используя принцип «Клиент всегда прав!» Экспертиза же не идет у них на поводу: опытные специалисты без труда определят, что товар сломался по вине самого покупателя.
Уважаемые читатели! Вы купили просроченный продукт, не можете добиться возврата денег за некачественно оказанную услугу или не знаете, как правильно выбрать тот или иной товар? Вы можете поделиться своей историей или задать вопрос экспертам рубрики «Потребитель», позвонив нам по телефонам: 239-09-68 и 261-99-99.