Чтобы очистить речь граждан, а также произведения литературы и искусства, изменения внесены в Федеральный закон «О государственном языке Российской Федерации» и отдельные законодательные акты. Президент Владимир Путин уже подписал принятый закон, который вступит в силу 1 июля.
Национальные – направо, бранные – налево
Например, будет дополнен закон «О Государственной поддержке кинематографии Российской Федерации». Теперь фильм не будет являться национальным, если в нем используется нецензурная брань. Даже если лента будет отвечать остальным условиям, но автор решит для поддержания необходимого колорита вставить в сюжет крепкое словцо, лента уже не будет считаться национальной. Однако, как показывает практика, выход можно найти всегда. Так, прошедший недавно на Первом канале сериал «Контуженый, или Уроки плавания вольным стилем» являет собой пример того, как авторы смогли обойтись без запретных выражений, сохранив ясность эпизода: «Господа, я прошу вас покинуть это помещение, потому что дальше последуют реплики, которые мы вынуждены будем запикать», – говорит герой Михаила Ефремова.
«Запикивание» не поможет
Кино не единственная сфера искусства, обратившая на себя внимание создателей законопроекта. Также его авторы считают, что в современной общественной жизни все настойчивее обращает на себя внимание проблема нецензурной брани в произведениях литературы, искусства и СМИ, имеющих высокую степень влияния на общественное сознание. На эту тему в Госдуму поступает много писем от граждан и различных организаций, выражающих обеспокоенность таким явлением. В целом, весьма логично: если люди будут видеть мат в книгах или на экранах, то это будет определенным образом оправдывать употребление бранной речи в повседневной жизни.
Нельзя не заметить, что в российских СМИ употребление четырех матерных слов уже запрещено Законом РФ «О средствах массовой информации». К тому же, по разъяснениям Роскомнадзора, не избавляет от ответственности и замена некоторых букв нецензурного слова многоточием, однако допустима, например, формулировка «слово на букву „б“». К тому же стоит отметить, что данные нормы не распространяются на продукцию, которая выпущена до дня вступления закона в силу.
«Какова компания, таков и разговор»
Между тем, напомним, что, например, Александр Пушкин умело и со вкусом использовал мат в своих произведениях. Вообще свое отношение к этому явлению русской речи Александр Сергеевич выразил в следующих словах: «Коли уж ты пришел в кабак, то не прогневайся – какова компания, таков и разговор».
А что же делать с реалистами: например, Солженицыным? Да, сам автор относился к числу противников использования в речи табуированной лексики. Но как же передать диалог двух зэков, не используя брани? Если такие колоритные герои будут вести друг с другом беседу на чистом литературном языке, едва ли художественный замысел будет раскрыт.
Ругань встречается и в современной литературе, к примеру, работах Виктора Пелевина и Михаила Веллера. Но ведь человек, которого оскорбляет наличие обсценных выражений в книге, может ее просто не читать.
Ко всему прочему, неизбежно возникает вопрос о том, а какие, собственно, слова будут считаться ненормативными? Необходимо четко представлять, о какой именно лексике идет речь и что нужно запрещать. Авторы законопроекта тоже задумались над тем, что возможны спорные ситуации в отношении признания конкретных слов или выражений нецензурной бранью. В таких случаях предусматривается проведение лингвистической экспертизы. И если экспертиза решит признать использованные в продукции слова ненормативными, то это повлечет наложение административного штрафа на граждан в размере от 2000 до 2500 рублей; на должностных лиц от 4000 до 5000 рублей; на юридических лиц от 40000 до 50000 рублей. Штраф за повторное нарушение будет еще выше.