Государственная Дума работает над законопроектом, который направлен на защиту интересов посетителей торговых центров. Согласно документу, руководство ТЦ будет обязано контролировать, соблюдают ли арендаторы санитарные правила, нормы пожарной безопасности и права потребителей.
Здесь можно ходить до упаду
Торговые центры приобрели особую популярность в 1980-е годы, хотя впервые появились на 20 лет раньше. Первый их образец спроектировал архитектор Виктор Грюн. Это был «Нортлэнд Центр» – галерея из магазинов под открытым небом, открывшаяся в пригороде Детройта в 1954 году и просуществовавшая до 2015-го. Следом, в 1956 году появился первый в истории закрытый торговый центр «Саутдэйл Молл» в Миннесоте, который функционирует до сих пор.
Навигация в них была устроена таким образом, что посетителям иногда приходилось обходить большую часть здания, чтобы попасть в нужный магазин. Отсутствие окон и часов лишний раз не напоминало о времени, а освещение было установлено таким образом, чтобы мягкий свет в бутиках манил людей зайти внутрь. Не случайно ТЦ называли «магазинами, по которым можно ходить до упаду».
В центре комплекса по мотивам европейских рыночных площадей был оборудован дворик с фонтанами, скульптурами и растительностью, что сделало его не только огромным супермаркетом, но и местом для отдыха и общения. Идея объединить места торговли и социальную площадку приобрела популярность и вскоре ТЦ разного формата начали открываться по всему миру.
Сегодня темпы строительства новых торговых комплексов начинают снижаться. По итогам прошлого года в России объем ввода в регионах (кроме Москвы и Санкт-Петербурга) составил 363 тысячи квадратных метров, что является рекордно низким значением за последние 15 лет. В первом полугодии 2019 года было введено всего 5 комплексов общей площадью 102 тысячи квадратных метров вместо запланированных 11 (308 тысяч «квадратов»).
Кроме того, есть тенденция к сокращению средней площади ТЦ, что повышает сроки окупаемости и снижает риск того, что торговые площади будут пустовать. Изменились и потребители: люди стремятся экономить свое время совершать покупки в местах шаговой доступности, что также способствует уменьшению этих строений и росту популярности «магазинов у дома». В результате, с 2015 года средняя площадь новых ТЦ в России уменьшилась больше, чем в 2 раза. Тем не менее, по мнению экспертов, наша страна сохраняет позицию крупнейшего рынка ТЦ в Европе.
Что касается Воронежа, по уровню обеспеченности качественными торговыми площадями сегодня мы занимаем 7 место в рейтинге городов-миллионников, располагая 410 квадратными метрами на 1000 жителей.
ТЦ есть, а закона нет
При этом российское законодательство о торговле до сих пор не содержит определений таких крупных объектов и, соответственно, не регулирует права и обязанности тех, кто ими управляет. Владельцы ТЦ просто сдают площади и в дальнейшем не несут никакой ответственности перед потребителями за действия своих арендаторов. Кто, что и как продает людям, к их компетенции уже не относится. Однако человек идет за покупками в определенный торговый комплекс, а не в отдельный бутик. И поэтому, столкнувшись с некачественным товаром, обманом или другими неприятностями, автоматически делает вывод обо всем торговом центре, воспринимая его и злополучный магазин как единое целое. Еще хуже может обстоять ситуация в случае более серьезной катастрофы. Например, пожара. С одной стороны, вина может полностью лежать на арендаторе. Но пострадавшие покупатели справедливо недоумевают, как так вышло, что владельцы ТЦ не отвечают за безопасность своего объекта?
При этом руководство торгового центра не обладает полномочиями контролирующих органов и просто не имеет права проверять качество работы тех, кто снимает у них помещения.
Устранить этот правовой пробел и повысить ответственность перед посетителями призван законопроект, в разработке которого принял участие депутат Государственной Думы от Воронежской области Сергей Чижов.
Прежде всего, парламентарии предлагают определить, что торговый центр состоит из ряда предприятий, реализующих товары или оказывающих услуги, которые располагаются в здании, спланированном и управляемом как единое целое и имеющем на своей территории автостоянку. Для торгового комплекса общее строение и парковка не обязательны.
Юрлицо, которому принадлежит ТЦ или которое им руководит, законодатель называет управляющей компанией и наделяет рядом обязанностей. В их число входит разработка схемы размещения торговых мест, охрана и поддержание общественного порядка, разработка и согласование с органами пожарной безопасности паспорта, подтверждающего соответствие торгового центра установленным требованиям. Но основное нововведение состоит в том, что управляющая компания будет обеспечивать соблюдение арендаторами и продавцами законодательства о защите прав потребителей, СанПиН и других обязательных требований. А в случае выявления нарушений принять необходимые меры по их устранению или в тот же день сообщить об этом в контрольно-надзорные органы.
За неисполнение новых обязанностей предусмотрены штрафы: до 50 тысяч рублей для юрлица и до 30 тысяч – для должностных лиц.