Не просто ларчик открывался
Несмотря на то, что законодательство постоянно совершенствуется, нормы, которые касаются нестационарных торговых объектов (НТО), каждый регион устанавливает сам. Отсутствие единого подхода ставит предпринимателей из разных регионов одной страны в неравные условия, мешает малому и среднему бизнесу развиваться, а иногда и вовсе угрожает его существованию .
О проблемах в этой сфере не понаслышке знает председатель Подкомитета по НТО Комитета по торговле и пищевой промышленности ТПП Воронежской области, совладелец торговой сети «Табакерка» Илья Ерихонов.
«Во-первых, правила меняются вместе с новым руководством, у которого свое мнение по поводу размещения НТО. Если взять по городам России – это взгляд мэра. Где-то есть требование, чтобы НТО стояли только на остановках, а где-то, наоборот, ультиматум: чтобы рядом никаких торговых павильонов. Плохо, когда такие вопросы не урегулированы федеральным законодательством, – считает он, – Когда в Воронеже этими вопросами ведало управление главного архитектора, у нас менялись требования к дизайну: одному руководителю нравятся белые киоски, приходит другой – нужны желто-зеленые. Мы считаем, что это должна решать какая-то архитектурная комиссия, но не один человек. Чтобы в привязке к облику города разрабатывались эскизы павильонов и киосков. И в этой работе участвовали бы в том числе и сами предприниматели, предлагая на согласование свои варианты. Во-вторых, слишком часто от нас требуют изменения вида. Еще не успели окупить затраты на один ремонт, заявляют, что нужно снова что-то менять. Это очень большая финансовая нагрузка на малый бизнес. Часто терялись документы, и были абсурдные, но, к сожалению, не единичные случаи, когда предприниматель вдруг узнавал, что он работает не законно и должен заплатить за это штраф. К тому же договор на размещение НТО может быть заключен на 11 месяцев, что лишает бизнес стабильности».
При этом он отмечает, что в Воронежской области многие вопросы удается решить на мирной основе, и в некотором плане мы даже опережаем федеральное законодательство. Например, договоры о размещении с предпринимателями уже сейчас заключают на срок до 5 лет. И именно это дает возможность развиваться здесь малому и среднему бизнесу. Сегодня, включая сезонные фруктово-овощные лавки и елочные базары, у нас около 2500 тысяч НТО.
«Мы всю жизнь ищем золотую середину, причем не бескровно. Некоторые вопросы решаем просто за столом переговоров с администрацией города или области, выигрываем дела в судах, но бывают и поражения. Обычно почти как по нотам: в судах первой и второй инстанции в регионах дела проигрываются, редко бывает наоборот, а третья инстанция на федеральном уровне отменяет их решения», – рассказывает Илья Ерихонов.
Особенности нестационарной торговли
Внесенный на рассмотрение Государственной Думы законопроект решает многие проблемы предпринимателей.
Прежде всего, срок действия договора устанавливается в пределах от 5 до 7 лет с возможностью однократного продления без торгов – предприниматель сможет планировать развитие своего дела. Бизнес в продолжение этой инициативы предлагает многократное продление для добросовестных торговцев. Ведь это гарантия будущего и стимул для развития.
Среди основных положений законопроекта Илья Леонидович также выделил установление четких сроков рассмотрения заявлений предпринимателей – до 30 дней, возможность бизнеса предлагать места для включения в схему размещения НТО и регулирование мобильной торговли. «Раньше она существовала фактически вне закона. Где-то муниципалитет это разрешал, но в большинстве регионов запрещал. Теперь, наконец-то, закон должен урегулировать этот вопрос», – пояснил он.
«Объем торговых точек на человека на западе гораздо больше, чем в России, и мы должны как раз нестационарными объектами поддерживать этот баланс», – добавил Илья Ерихонов.
Минпромторг прогнозирует, что одних только автолавок в стране может появиться не менее 50 тысяч. По оценкам экспертов, развитие нестационарной и мобильной торговли дополнительно создаст до 250 тысяч рабочих мест. Кроме того, это возможность выхода на рынок для мелких производителей. Ведь для крупных торговых сетей нужны большие объемы поставок, и фермерам сотрудничать с ними бывает не под силу. И решением этой проблемы как раз может стать нестационарная торговля.