Особый подход
Более половины населения страны сегодня – женщины. Значительная часть из них имеет высшее образование, причем наша страна лидирует по числу жительниц с высшим образованием – 61 %, среди мужчин этот показатель 47 %. В числе первых РФ и по количеству леди, занимающих руководящие посты – это 45 % компаний.
Индекс предпринимательской активности женщин (WBI – Women Business Index) – год от года растет. И больше половины тех, кто сегодня работает по найму, в ближайшем будущем планируют войти в мир бизнеса. Причем, 13% уже сейчас параллельно развивают свое дело, а еще 74% всерьез рассматривают такую возможность.
Конечно же, у женского предпринимательства есть свои особенности. Здесь высока эмоциональная составляющая. К коллективу, и к предприятию руководительница как к семье. Кстати и при открытии своего дела нежными созданиями движут другие мотивы. Они выбирают не то, на чем можно сразу заработать, а то, что отвечает их потребностям, запросам семьи, общества. 70% россиянок приходят в бизнес не ради денег, а чтобы реализовать свои идеи, найти свободное время для близких, повысить социальный статус.
Как правило, именно они - инициаторы создания малых предприятий в сферах образования, медицинского обслуживания, что способствует развитию довольно нового направления – социального предпринимательства. При этом женщины активно осваивают и другие направления бизнеса.
Пусть меня научат!
Помочь представительницам прекрасного пола раскрыть свой предпринимательский потенциал, решиться сделать первый шаг и открыть бизнес, призвано тиражирование лучших практик женского бизнеса и образовательные программы. Ведь большинству не достает не столько финансовой, сколько и информационной и правовой поддержки государства.
Очередная волна оценки Индекса WBI показала, что почти 80 % действующих предпринимательниц хотели бы иметь наставника. В качестве менторов дамы видят успешных женщин-руководителей (Наталью Касперскую, Лену Ленину, Ирину Хакамаду, Елену Батурину), мужчин (Романа Абрамовича, Олега Тинькова, Германа Грефа), а также иностранных представителей бизнеса (Генри Форда, Илона Маска).
Больше всего россиянок интересует опыт ведения бизнеса в конкретной сфере, темы, связанные с законодательством и налогами, конкурентной борьбой и продвижением на рынке, привлечением инвестиций, финансированием, кредитами и господдержкой. Для начинающих в топ интересующих тем входят прагматичные вопросы: открытие предприятия, опыт ведения своего дела в определенной отрасли и регионе.
От слов к делу
Активную работу по популяризации и внедрению эффективных механизмов поддержки идей и разработок бизнесвумен ведет Комитет по развитию женского предпринимательства «Опоры России». В том числе и в Воронежской области.
Например, федеральный образовательный проект «Мама-предприниматель» разработан специально для женщин в декрете и с маленькими детьми. Его цель – помочь им начать собственное дело и воплотить в жизнь бизнес-идеи. Бесплатное обучение проходит в форме пятидневного тренинга-интенсива с погружением в деловую среду, разработкой бизнес-проектов и менторской поддержкой. Заключительный этап обучения – конкурс проектов участниц, победительница которого получает грант в размере 100 000 рублей на запуск своего бизнеса. Для экспертного жюри важны такие составляющие как экономическая обоснованность, оригинальность, социальную значимость проектов. В лидерах оказываются только самые уникальные предложения.
Интересными являются и конкурсы, к участию в которых допускаются исключительно женщины. Например, проект «Сделано мамой. Сделано в России», нацелен на создание интерактивной среды для продвижения и поддержки предпринимательских проектов через региональные форумы и креативные выставки-ярмарки. Заслуживает внимания и «Лучший женский проект» в рамках Национальной предпринимательской премии «Бизнес – успех». Набирает обороты и конкурс женских проектов APEC Business Efficiency and Success Target Award (APEC BEST AWARD), в рамках ежегодного форума Азиатско-тихоокеанского сотрудничества (АТЭС) «Женщина и экономика», направленный на содействие и расширение экономических возможностей для интеграции в мировой рынок микро, малого и среднего предпринимательства.