Инструкция по восприятию
Александр Сокуров – безусловно, талантливый режиссер, обладающий неповторимым стилем. «Фауст» – стопроцентное фестивальное кино. Поймут ли, а главное примут ли его, те, кого годами потчевали «резиновыми» сериалами, «Елками», «Баблом» и «Любовью-Морковью»?
«Этот фильм нуждается в отдельном вдумчивом просмотре, – уверен журналист Сергей Сычев. – «Фаусту» нужно посвятить вечер. Перечитать перед этим Гете. Пересмотреть предыдущие картины тетралогии. Устроиться в кресле и без спешки и суеты погрузиться в этот особый мистический мир. Фильмы Сокурова иногда мучительно смотреть, но их уже на следующий день хочется их пересматривать, и не единожды».
Как ни странно, после шокирующего начала повествование пошло ровно, без рывков и перепадов, с философской глубиной и обилием двойников, мрачно, но в то же время с тонким юмором под музыку продюсера Андрея Сигле.
Депрессивный провокатор и вдохновенный пошляк
По словам Сокурова, его «Фауста» нельзя назвать экранизацией произведения Гете, скорее это «прочтение между строк».
Единственный, кто верит в существование души – ростовщик Мефистофель. Поэтому, по сути, договор, который заключает с ним Фауст, бессмыслен. Главный герой просто пытается достичь своей цели, удовлетворить алчность и похоть. Он расписывается кровью и волнуется отнюдь не за последствия сделки, а за грамматические ошибки, допущенные его душеприказиком.
![]() | Европейская киноакадемия внесла Александра Сокурова в список «100 важнейших режиссеров мирового кино» | ![]() |
Замкнутый круг
«Тетралогия – это кольцо, по которому можно ходить. Развитие должно быть в головах, – поясняет Сакуров. – К сожалению, ни исторический, ни гуманитарный опыт большую часть людей ничему не учит. Ведь все уже было – и крестовые походы, и Первая мировая, и вот опять. Казалось бы, процветают образование, гуманитарность, парламенты. Но вновь бомбят, вновь убивают».
«Фауст» – последняя часть тетралогии Александра Сокурова о природе власти. Центральные персонажи первых трех картин – исторические лица: Адольф Гитлер («Молох», 1999), Владимир Ленин («Телец», 2000) и японский император Хирохито («Солнце», 2005). Символический образ Фауста завершает ряд «игроков», одержавших фиаско в своих главных жизненных «партиях». Хотя в данной портретной галерее он как будто бы не уместен. Что общего у этого героя с реальными фигурами, вознесенными на недосягаемые вершины? Видимо, любовь к словам, в которые так легко верится, и патологическая не счастливость.