Более 17 тысяч касс нового поколения, подключенных к интернету и передающих все сведения о расчетах в режиме онлайн в налоговую службу, на данный момент зарегистрировано и успешно работает в Воронежской области. Что касается масштабов страны, то 138 тысяч индивидуальных предпринимателей и 241 тысяча юридических лиц уже используют 1,2 миллиона новых аппаратов. Такие данные приводят в региональном управлении Федеральной налоговой службы.
Более того, как отмечают в ФНС, с 1 июля была полностью разработана необходимая подзаконная нормативная база и создан сервис электронной регистрации касс на сайте Налоговой службы. Компании и ИП могут подать заявление о регистрации ККТ нового типа через личные кабинеты на сайте ФНС. И более 90 % обратившихся воспользовались именно интернет-ресурсом. Такой результат стал возможен благодаря принятию закона, разработанного в соавторстве с депутатом Государственной Думы от Воронежской области Сергеем Чижовым. Новация закрепляет порядок использования личного кабинета налогоплательщика, через который граждане и юрлица могут в кратчайшие сроки получить доступ ко всей необходимой информации от ФНС.
Рынок свободной конкуренции
Хотя на стадии обсуждения новации многие предприниматели высказывали опасения касательно возможной монополизации рынка, этого удалось избежать. Как отмечают в Управлении ФНС, рынок производителей онлайн-касс не монополизирован. Сегодня в реестр одобренных образцов ККТ нового типа включено 29 изготовителей, выпустивших в продажу 84 модели. Выдано 12 разрешений на обработку фискальных данных. И список пополняется буквально с каждой неделей.
Сейчас стоимость ряда моделей ККТ, включая накопитель информации, ниже 18 тысяч рублей. Отдельные кассы доступны для заказа напрямую с сайта производителя.
При этом, по словам директора крупнейшего поставщика ККТ нового типа «Мерката. Умная касса» Юрия Кушпеля, компании, реализующие контрольно-кассовые аппараты нового типа, стараются идти навстречу бизнесу и предоставляют возможность приобрести оборудование в два этапа.
«С 1 июля 2018 года на онлайн-кассы должны перейти представители мелкой розницы, а также плательщики единого налога на вмененный доход и работающие по патентной системе. Для них это станет дополнительной фискальной нагрузкой, так как сейчас они платят фиксированный налог, который не зависит от количества проданных товаров и услуг. Для этой категории будет выгоднее сначала приобрести фискальный накопитель, а ближе к вступлению отдельных положений закона в силу – купить услуги ОФД и настроить аппарат. Тем самым, финансовая нагрузка для предпринимателей может быть снижена», – отметил Юрий Александрович.
Со своей стороны, Государственная Дума также прорабатывает возможность снижения нагрузки на представителей этой категории предпринимательства. В частности, в первом чтении принят законопроект, предусматривающий для них налоговый вычет в размере до 18 тысяч рублей.
С правом на ошибку
При совершении повседневных покупок все чаще можно встретить новые кассовые чеки с QR-кодом. При помощи такого штрих-кода документ можно быстро проверить при помощи специального мобильного приложения от Налоговой службы и сохранить в мобильном устройстве. При этом, если потребитель не всегда обращает внимание на отсутствие QR-кода, то для предпринимателя любой чек без символьной маркировки может обернуться штрафом.
По словам Юрия Кушпеля, такая ситуация совсем не критична. Штрих-коды для проверки информации по чеку будут формироваться на кассе, а не на сервисах ОФД.
«Если по каким-то причинам система даст сбой, то данные сохранятся в фискальном накопителе. У предпринимателя будет 30 дней, чтобы разобраться в причинах неполадки. В течение этого времени касса нового типа продолжит работать либо в обычном режиме: отбивать и передавать в ОФД последующие чеки, либо – в автономном: функционировать, не отправляя данные, а только сохраняя их на накопителе. При этом информация будет заблокирована только по истечении 30 дней. К сожалению, некоторые коммерсанты могут узнать о сбое только по факту, когда его касса уже перестанет работать. Чтобы избежать таких ситуаций, мы советуем покупать так называемые «умные» ККТ с функцией постоянной самопроверки на наличие не переданных чеков. И если аппарат найдет таковые, то машина немедленно предупредит об этом кассира», – рассказал Юрий Александрович.
Как пояснили корреспондентам «ГЧ» в ФНС, предприниматели смогут и сами сообщать о возможных ошибках при применении онлайн-касс, а также самостоятельно исправлять их во избежание штрафа.
Все «за» и «против»
Многие представители бизнеса, думая, что миссия ОФД заключается в передаче программного обеспечения – ошибаются, так как орган, в первую очередь, оказывает услуги по обработке фискальных данных. По закону анализ такой информации – это получение, проверка достоверности и передача в налоговую информации, а также предоставление ФНС доступа к этим сведениямпри помощи ряда программных и технических средств. Этот комплекс услуг будет облагаться налогом на добавленную стоимость (НДС), отметили в ФНС.
«В целом чего-то страшного от перехода на онлайн-кассы мы не ожидаем. Во-первых, стоимость ККТ нового типа аналогична с ценой аппарата с электронной контрольной лентой защищенной (ЭКЛЗ). А тем, предпринимателям, кому по роду деятельности необходимо выдавать кассовые чеки, все равно пришлось бы устанавливать специальное оборудование. Во-вторых, для тех, кто ведет бизнес открыто и честно – не уменьшает доходы и платит налоги – все останется по-прежнему. Что касается «теневых» бизнесменов, в их биографии, как правило, есть более серьезные нарушения – просроченный товар, отсутствие лицензий на продукцию или накладных. Они и без онлайн-касс обречены на значительные штрафы и постоянный контроль со стороны различных проверяющих органов, – рассказывает предприниматель, оказывающий услуги в сфере логистики, Дмитрий Иваничев. – Что касается налогового надзора, то проверок «по кассе» фактически не будет. Благодаря тому, что данные в режиме «онлайн» будут уходить в ФНС, бизнес избавится от необходимости готовить отчетную документацию и посещать налоговую. Это сэкономленное время можно потратить на развитие дела и заниматься разработкой рекламных и маркетинговых кампаний. Из-за неполадок в работе интернета мы не переживаем, так как серьезных проблем еще не было. К тому же данные хранятся на фискальном накопителе в течение 30 дней. А за такой промежуток времени можно диагностировать и устранить любые сетевые проблемы».