Общее или личное?
Жилищное законодательство* определяет, что к общему имуществу относится то, которое обслуживает более двух квартир, в том числе стояки холодного и горячего водоснабжения и канализации. Так, в отношении канализационной системы дано вполне четкое определение: «В состав общего имущества включается внутридомовая инженерная система водоотведения, состоящая из канализационных выпусков, фасонных частей (в том числе отводов, переходов, патрубков, ревизий, крестовин, тройников), стояков, заглушек, вытяжных труб, водосточных воронок, прочисток, ответвлений от стояков до первых стыковых соединений, а также другого оборудования, расположенного в этой системе».
Таким образом, канализационный стояк относится к общедомовому имуществу, а значит его обслуживанием и ремонтом должна заниматься управляющая организация. Выходит, и замена пришедшего в негодность стояка, а также последствия его протечки пребывает в поле ответственности исполнителя услуг по управлению многоквартирным домом.
План действия в «ЧС»
При выявлении протечки в канализационной трубе или других трубопроводах, следует сделать заявку в УК и при необходимости обратиться в аварийную службу. В управляющую компанию нужно обращаться в письменном виде с заявлением в двух экземплярах. В документе необходимо потребовать составление акта с указанием, в каких квартирах обнаружены дефекты или залитие и по какой причине. Обязательно должно присутствовать описание пострадавшего имущества.
Ответить за все
Акт составляется по числу заинтересованных сторон – это важный документ, так как фактически в нем указывается виновное лицо. Если в нем будет отмечено, что утечка (залитие квартиры) произошло в результате изъяна стояка, – виновата управляющая компания, ведь следить за состоянием и износом общедомового оборудования – ее прямая обязанность. В то же время, если будет установлено, что жильцы квартиры произвели самовольную замену оборудования или нанесли механические повреждения общему имуществу, и это стало причиной аварийной ситуации, ответственность «ляжет» на собственников.
Причиненный вред имуществу после залития должен быть возмещен виновной стороной. Для этого пострадавший собственник оценивает причиненный имуществу ущерб и в письменном виде предлагает УК его компенсировать. Если компания не соглашается, следует обратиться в суд. При этом нужно иметь заключение независимой экспертизы о размере причиненного ущерба в денежном выражении, то есть обоснование размера иска. Требования предъявляются к исполнителю услуг – управляющей компании.
Нерешаемая проблема
Очень часто дефекты на канализационных стояках появляются в местах их прокладки через межэтажные перекрытия. В результате для ремонта жильцы должны обеспечить доступ работников УК к осмотру общего имущества. Если вдруг жильцы квартиры закрыли коробом стояк, перенесли унитаз или придумали другие приемы улучшающие качество их жизни, но ограничивающие доступ к общему имуществу, то демонтировать эти препятствия должны сами жильцы. А вот обязанностей по демонтажу элементов инженерного оборудования, предусмотренных проектом жилого здания и обеспечивающих предоставление коммунальных услуг, законодательство на собственников не возлагает. Таким образом, если собственник не перестраивал ванну или туалет и инженерные коммуникации, вынужденный демонтаж, к примеру, унитаза и, соответственно, последующий монтаж будут осуществляться в нарушение его прав. По закону** расходы будут являться убытками собственника, которые управляющая организация обязана*** возместить, а вместе с тем штраф за отказ сделать это добровольно, а также моральный вред.
*Статья 36 Жилищного кодекса РФ и Правила содержания общего имущества, утвержденные постановлением Правительства РФ от 13 августа 2006 года № 491.
**Статья 15 Гражданского кодекса РФ.
***Статьи 13, 15, 29, 31 Закона о защите прав потребителей.