Наказание = преступлению
О необходимости таких изменений президент говорил в послании Федеральному собранию еще в 2015 году. С тех пор бизнес ждал, когда они появятся на практике. Ведь каждый предприниматель – это работодатель и налогоплательщик. Его арест означает, что деятельность компании остановится, люди потеряют рабочие места, заработную плату, социальный пакет, а бюджет – налоги. Страдает и конкретное предприятие, и государство, и, в конечном итоге, население. В прошлом году из 240 с лишним тысяч возбужденных уголовных дел в 84% случаев предприниматель был признан невиновным. Вот только спасать бизнес после длительных разбирательств и содержания под стражей чаще всего было уже поздно.
Депутат Государственной Думы РФ Сергей ЧИЖОВ:
«Один из ключевых законопроектов декабря касается уголовного законодательства в части, регулирующей ответственность за экономические преступления небольшой тяжести. Сразу оговорюсь, хотя в первую очередь они ассоциируются с различными коррупционными проявлениями, диапазон нарушений в этой категории значительно шире: от полулегальной работы до взяточничества. По этой статье ежегодно к лишению свободы приговаривают до 20 000 российских предпринимателей. Иногда механизмы уголовного законодательства используются как средство шантажа, рейдерских захватов. Поправки, разработанные по инициативе главы государства, призваны дополнительно защитить представителей делового сообщества от подобных ситуаций.
Коротко расскажу о том, что для этого предлагается сделать:
• расширить действие механизма прекращения уголовных дел при условии, если нарушение совершено впервые, а причиненный ущерб полностью возмещен.
• запретить арест подозреваемых и обвиняемых в злоупотреблении полномочиями в сфере предпринимательской деятельности
• усилить требования к изъятию электронных носителей информации или применению иных мер, которые могут остановить предпринимательскую деятельность. Например, в числе условий для изъятия техники – наличие соответствующего решения суда, постановления о проведении экспертизы или рисков использования аппаратуры в преступлениях».
«Указанные статьи являются самыми что ни на есть «предпринимательскими». - считает председатель согласительного комитета в сфере предпринимательской деятельности Торгово-промышленной палаты, поверенный уполномоченного по защите прав предпринимателей Воронежской области Андрей Кухтин. - «С точки зрения защиты прав бизнеса, вносимые в законодательство изменения, являются крайне важными, поскольку именно эти статьи зачастую становились лазейкой для рейдерских действий по отношению к бизнесменам. В деловой среде их даже иногда называли «резиновыми» – в том смысле, что их можно было очень сильно «растянуть» в целях уголовного преследования. Сейчас эта лазейка в какой-то мере закрывается: у представителей деловых кругов появляется возможность, возместив ущерб, избежать уголовного наказания. В целом, конечно же, подобную законодательную инициативу можно только приветствовать. Хотя в плане защиты прав предпринимателей, обвиняемых по той же 159-й статье о мошенничестве, российскому институту бизнес-омбудсмена еще многое предстоит сделать».
Нам хлеба не надо – работу давай
От уголовной ответственности освободят и задолжавших зарплаты, пенсии, стипендии, пособия или другие выплаты, если инцидент произошел впервые и в течение 2 месяцев просрочка и проценты будут выплачены.
Так, на момент 1 ноября текущего года в Воронежской области просроченная задолженность организаций по зарплате 169 человек превысила 24 миллиона рублей. Люди оказались перед выбором: получить свои деньги или чтобы начальник попал в тюрьму. Освобождение от уголовной ответственности при условии погашения долга и единичного случая нарушения защищает интересы не только бизнеса, но и граждан, которые работают на этих предприятиях и получают зарплату. Зная, как избежать негативных для себя последствий, предприниматель будет искать средства на погашение возникшей задолженности, а не на дорогостоящих адвокатов и выстраивание линии защиты в уголовном деле. Ведь сегодня у директора, задержавшего зарплату, нет шанса избежать скамьи подсудимых, даже если он погасил долги.
Также впервые установлены правила изъятия электронных носителей и копирования с них информации. Точнее, забирать технику вообще запрещено, если это может привести к приостановлению работы предприятия. Исключение составляют случаи, когда вынесено постановление о назначении экспертизы, есть судебное решение об изъятии, там содержатся сведения, которые владелец устройства не имеет право хранить или которые могут быть использованы для совершения нового преступления. Кроме того, даже в этом случае по ходатайству хозяина техники и в присутствии понятых необходимую информацию можно будет скопировать на другой носитель.