– Что такое парламентаризм? Как проходило его становление в нашей стране? Какие на Ваш взгляд существуют различия между Государственной Думой Российской Федерации, Верховным Советом СССР и Думой царской России? Какие изменения претерпел парламент за эти годы?
– Парламентаризм – это политическая модель государственного устройства, которая создана для того, чтобы каждый житель мог влиять на развитие страны, на принимаемые властью решения и законы.
![]() | Интересы граждан представляет парламентарий. Это тот человек, кому и в кого люди верят | ![]() |
В нашей стране, с её тысячелетней историей парламент появился только в 20 веке. Несмотря на проекты создания законодательных органов во времена Анны I, Екатерины II, Александра I, Александра II, Александра III, отправной точкой реального парламентаризма является 17 октября 1905 года.
![]() | На практике же первое заседание Государственной Думы Российской Империи состоялось 26 апреля 1906 года. | ![]() |
В связи с тем, что парламентаризм для правящих кругов того времени был крайне нежелательным и вводился вынуждено, под угрозой свержения монархии - его становление и развитие происходило с одной стороны в острой борьбе с авторитаризмом и самодержавием, с другой – в противодействии с исполнительной властью.
Даже принимая во внимание то, что к функциям Думы относилось утверждение бюджета государства, в целом она могла принимать только вопросы второстепенной важности, да и те, которые не ограничивали царскую власть. Отчасти проходили согласования и социально значимые законы и решения, касающиеся выделения средств на строительство школ, больниц и приютов. А вот борьба с бюрократизмом и произволом чиновников, а также попытки принять проекты, дающие дополнительные права населению – оканчивались роспуском депутатов. В подтверждении этого говорит и тот факт, что в 1906 - 1917 годах заседали 4 созыва Государственных Думы, но лишь одна из них отработала полный срок.
Основными достижениями Государственной Думы того времени стали решения о модернизации русской армии, о восстановлении, после войны с Японией Тихоокеанского флота, о строительстве современных кораблей на Балтийском и Черном морях, а также об увеличении расходов на армию с 1907-го по 1912 год более чем на 50%. Но самым главным, причем принятым I созывом, проработавшим всего 72 дня, было решение об отмене смертной казни.
Несмотря на Октябрьскую революцию, которая дала власть народу, Советский период в плане развития парламентаризма, в принципе, во внимание можно не принимать – выборы в Верховный Совет СССР были формальными, да и сам законодательный орган занимал подчиненное положение, уступив приоритет вождю и партийно-политическим органам руководства государства. В какой-то степени, такой порядок сформировался под влиянием диктатуры Иосифа Сталина и под давлением проводимых им политических репрессий. Ярким примером этого являются последствия XVII съезда ВКП (б) 1934 года - из 139 избранных на съезде членов и кандидатов в члены Центрального Комитета партии было арестовано и расстреляно 98 человек, то есть 70 процентов. После этого уже неудивительно то, что за период с 1930 по 1988 г. Верховным Советом СССР на сессиях было принято лишь 1% ото всех действовавших в стране законов – в основном он утверждал решения, введенные в действие указами Президиума Верховного Совета СССР.
![]() | За многолетнюю историю, многое изменилось и в плане политического положения парламента, и в плане избирательного плана граждан | ![]() |
![]() | Модернизация федерального законодательства в данный момент масштабна | ![]() |
– Действительно модернизация федерального законодательства в данный момент масштабна. За 2010 год в Государственной Думе нами было рассмотрено более 1000 проектов нормативных актов, из которых в итоговом третьем чтении была принята половина. А в 2011 – уже внесено свыше 300 законопроектов. Но это не говорит о том, что ранее действовали не правильные и ошибочные законы. Внесение изменений в законодательство проводится в ряде случаев.
Во-первых, когда закон становится не соответствующим международным договорам и соглашениям. Ярким примером служит Таможенный союз России, Белоруссии и Казахстана. Его создание потребовало внесение корректировок не только в таможенный кодекс, но и в ряд других федеральных законов. Я был одним из авторов проекта, согласно которому изменения вносились сразу в 32 федеральных закона.
Во-вторых, для улучшения положения населения – к примеру, уже несколько раз вносились поправки в закон о так называемом материнском капитале, которые позволили расширить возможности применения выделяемых государством средств.
В-третьих - при стимулировании развития промышленности, бизнеса, науки, инвестиций, благотворительности. Здесь примерами могут служить - известный многим закон об инновационном центре «Сколково», пакет законов, направленных на совершенствование Налогового кодекса, в части снижения налоговой нагрузки на средний и малый бизнес и т.д.
В-четвертых, Российская Федерация – молодое демократическое государство, в котором продолжается укрепление партийной и избирательной системы, что естественным образом требует изменений. Кроме того, Россия продолжает путь интеграции в быстро меняющуюся мировую экономику, и это ставит новые задачи перед национальным законодательством.
Для нашей страны характерна ещё одна, пятая причина, которую Владимир Путин озвучил так – «Над законами думают тысячи людей, а над тем, как их обойти, думают миллионы». По данному пункту, могу привести как пример, подготовленную мной инициативу по внесению изменений в кодекс об административных правонарушениях, принятие которой лишит возможности водителей, повторно задержанных за управление транспортным средством в состоянии опьянения, избежать наказания в полной мере, используя лазейку в законе. Какую именно – пока озвучивать не буду, чтобы ни в коей мере не поспособствовать правонарушителям.
![]() | Ориентиром в работе любого депутата и Думы в целом является развитие нашего государства, повышения уровня жизни и обеспечение безопасности каждого его гражданина | ![]() |
– Существуют ли приоритеты в принятии тех или иных законов?
– Как член партии «Единая Россия», могу сказать, что деятельность нашей фракции в Государственной Думе была сосредоточена на законодательном обеспечении Концепции долгосрочного социально-экономического развития на период до 2020 года, то есть на решении стратегических задач, в частности связанных с модернизацией экономики, развитию демократических институтов, а также преодолению последствий мирового финансового кризиса. Особое внимание уделялось решению актуальных для граждан социальных вопросов. Как Вы видите - на лицо комплексный подход к развитию государства.