Права бизнес-омбудсменов в скором будущем могут быть расширены
Опрос В Госдуме планируют рассмотреть законопроект, обязывающий медицинские учреждения пропускать родственников в реанимацию. Как вы относитесь к этой инициативе?

Права бизнес-омбудсменов в скором будущем могут быть расширены

16 сентября 2013 / просмотров – 1932
Бизнес
Решение Совета Федерации отклонить проект закона, предусматривающий расширение прав омбудсменов, в июле этого года, было воспринято рядом СМИ как отказ от гуманизации законодательства в отношении предпринимательства и нежелание строить диалог с бизнесом.

Впрочем, тогда это мнение не разделили многие эксперты, в том числе уполномоченный по правам предпринимателей при президенте Борис Титов, который заявил, что подобные опасения ничем не обоснованы и что после исправления технических ошибок, закравшихся в закон, поправки, расширяющие полномочия федерального и региональных омбудсменов, все-таки будут приняты этой осенью. И действительно — предполагается, что согласительная комиссия в ближайшем времени доработает все неточности.

 

СПРАВКА «ГЧ»

Напомним, 8 мая этого года вступил в силу закон «Об уполномоченных по защите прав предпринимателей в Российской Федерации», который определил правовое положение, основные задачи и компетенцию защитников коммерсантов по всей стране. Новый государственный орган, состоящий из Уполномоченного при Президенте РФ по защите прав предпринимателей и его рабочего аппарата, наделен правами юридического лица и призван обеспечить гарантии защиты прав и законных интересов субъектов предпринимательской деятельности. Причем, для того чтобы новый институт не превратился на практике в очередную «инстанцию по пересылке жалоб», закон наделил бизнес-омбудсменов богатым арсеналом полномочий.

В частности, в ходе рассмотрения жалобы уполномоченный может одновременно с обжалованием в судебном порядке ненормативных правовых актов органов местного самоуправления, нарушающих права и законные интересы субъектов предпринимательской деятельности, выносить подлежащие немедленному исполнению предписания о приостановлении их действия до вступления в законную силу соответствующего судебного акта. Уникальность этого пункта заключается в том, что ни уполномоченный по правам человека в РФ, ни уполномоченный при Президенте РФ по правам ребенка таких прав не имеют. Также в документе изложены и основные принципы работы региональных чиновников-защитников предпринимателей, полномочия которых могут быть дополнены законами российских субъектов.

 

Поправки в закон расширят права бизнес-омбудсменов

На фоне многочисленных инстанций, не заинтересованных в развитии и защите бизнеса, закон о бизнес-уполномоченном действительно выглядит серьезным достижением в глазах многих предпринимателей, однако законотворческая работа в этом направлении только набирает обороты.

Так, еще в декабре прошлого года в Государственную Думу был внесен законопроект о внесении изменений в ФЗ «Об уполномоченных по защите прав предпринимателей в Российской Федерации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации», который предлагает новации в 10 федеральных законов, Бюджетный, Уголовно-исполнительный, Арбитражный процессуальный, Гражданский процессуальный кодексы, а также в Кодекс об административных правонарушениях.

Основной идеей законопроекта стало расширение прав Уполномоченного при президенте РФ по защите прав предпринимателей и региональных бизнес-омбудсменов, в том числе:

1)      предоставление права посещения без специального разрешения учреждений, исполняющих наказания, и следственные изоляторы в целях защиты прав обвиняемых, подозреваемых и осужденных по экономическим и налоговым преступлениям;

2)      неприменение цензуры в отношении предложений, заявлений, ходатайств и жалоб осужденных, направляемых в адрес Уполномоченного и уполномоченных по защите прав предпринимателей в субъектах РФ;

3)      возможность участвовать в качестве защитника по делам об административных правонарушениях в области предпринимательской деятельности, вступить в дело на стороне истца или ответчика в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований, при рассмотрении арбитражного дела, а также обжаловать вступившие в законную силу принятые арбитражными судами акты;

4)      отказ от дачи свидетельских показаний в отношении сведений, ставших ему известными в связи с выполнением своих обязанностей;

5)      право направления (только Уполномоченным при Президенте РФ) предписания о приостановлении действия муниципального правового акта, не имеющего нормативного характера, и его последующую незамедлительную реализацию.

Кроме этого, предлагалось признать основанием для проведения внеплановой проверки антимонопольным органом материалов, поступивших от уполномоченных, а также установить административную ответственность за воспрепятствование законной деятельности уполномоченных.

В Кодексе об административных правонарушениях, по мнению законотворцев, должна была появиться новая статья, защищающая деятельность омбудсмена и предусматривающая административную ответственность:

1)      за вмешательство в деятельность Уполномоченного при Президенте РФ с целью повлиять на его решение — штраф от 1 до 2 тысяч рублей;

2)      за невыполнение должностным лицом государственного органа или органа МСУ законных требований Уполномоченного при Президенте РФ либо создание препятствий его деятельности – штраф от 2 до 3 тысяч рублей или дисквалификация на срок от 6 месяцев до 1 года;

3)      за несоблюдение должностным лицом сроков предоставления информации Уполномоченному при Президенте РФ — штраф от 1 тысяч до 2 тысяч рублей;

4)      за повторное в течение года совершение указанных правонарушений — дисквалификация на срок от 6 месяцев до 1 года.

После длительной работы над документом закон был принят депутатами во втором и третьих чтениях и 2 июля направлен для рассмотрения в Совет Федерации, но сенаторы отнеслись к нему более критично.

 

Сенаторам некоторые пункты закона показались «весьма спорными»

Сомнения у представителей Совета Федерации вызвали сразу несколько положений документа. Например, у Комитета по конституционному законодательству, правовым и судебным вопросам, развитию гражданского общества непонимание вызвала статья 11. По мнению парламентариев, отсутствие отсылочной формы к ФЗ и то, что в статье не были предусмотрены некоторые ограничения и условия, может позволить Уполномоченному выносить предписания о приостановлении любых ненормативных правовых актов органов местного самоуправления, не обращаясь в суд.

В своем заключении члены комитета назвали данный пункт весьма спорным как с точки зрения обоснованности и правомерности, так и с точки зрения соблюдения баланса прав, законных интересов и статусов в системе институтов уполномоченных лиц и лиц, права которых они призваны защищать.

Эту позицию разделил и комитет по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера, добавив, что применение норм принятого закона в части наделения Уполномоченного правом вносить обязательные к исполнению органами местного самоуправления предписания, приостанавливающие муниципальные ненормативные акты, «может привести не только к определенным нарушениям прав местного самоуправления, но и к возникновению у органов местного самоуправления имущественной ответственности».

В законе были обнаружены и другие недостатки, способные привести к существенным искажениям правоприменительной практики, поэтому сенаторы предложили думцам создать согласительную комиссию для устранения всех спорных моментов, что позволило бы рассмотреть доработанный закон уже в ходе осенней сессии.

 

Причины отклонения законопроекта не носят принципиального характера

Постановление о создании согласительной комиссии по отклоненному закону было принято депутатами Государственной Думы 10 сентября. «Все причины, по которым Совет Федерации отклонил данный закон, являются чисто техническими и не носят принципиального характера», — выразил свое мнение заместитель председателя комитета ГД по экономической политике, инновационному развитию и предпринимательству Виктор Фридрихович Звагельский, представляющий проект документа на утреннем пленарном заседании.

Остается надеяться, что данная правовая коллизия будет успешно разрешена, ведь необходимость эффективного взаимодействия государства и бизнеса объективно существует, а значит, требуется поиск новых методов преодоления разного рода административных барьеров, бюрократического давления и коррупционных проявлений со стороны органов государственной власти, с которыми приходится сталкиваться предпринимателям в России.

Воронежские предприниматели, чьи законные интересы были нарушены, могут обратиться к уполномоченному по правам предпринимателей при губернаторе Воронежской области. Сделать это можно по телефону (473) 277-24-87 или отправив жалобу на электронный адрес ombuds-business@tpp.kvmail.ru. Форму жалобы можно найти на сайте http://business36.ru.

Екатерина Беленова
239-09-68
36glch@gmail.com
Система Orphus
Добавить комментарий
Ваше имя (ник)
Текст комментария *
Введите текст с картинки *
Инфографика недели