Первое чтение в Государственной Думе прошел законопроект о продлении амнистии капитала. Инициатива, воспринятая в 2015 году с большой осторожностью, постепенно завоевала доверие предпринимателей, и оказалось востребованной. Не случайно возможность задекларировать счета в зарубежных банках будет предоставлена уже в третий раз.
Улетели и не обещали вернуться
В свое время многие предприниматели, не ощущая достаточных гарантий защиты частной собственности и опасаясь новых политических потрясений в стране, вывели свой капитал и активы за границу. Как никогда стали популярны оффшоры – страны и территории с особыми привилегиями для иностранных компаний.
Первая попытка вернуть бизнес в российскую юрисдикцию была предпринята еще в 1993 году. Тогда предпринимателям предложили добровольно выплатить недоимки по налогам, обещая освободить их от наказания. Однако идея заинтересовала не многих – всего около 2 тысяч человек.
В 2007 году снова появилась возможность задекларировать свои доходы и уплатить по ним налог по ставке 13 %. Но по закону недоимки, образовавшиеся до 2004 года, налоговые органы уже и без того не имели права взыскать, а значит инициатива могла заинтересовать совсем небольшой круг лиц.
Очевидно, что бизнесу для возвращения активов на Родину нужно было предложить более выгодные условия и надежные гарантии защиты от преследования. Так, с 1 июля 2015 года стартовала новая кампания по легализации капитала сроком на 1 год – Государственная Дума приняла закон о добровольном декларировании активов и счетов в банках. Тогда граждане могли сообщить о своем зарубежном имуществе и избежать претензий. Причем предлагалось только раскрыть информацию, переводить активы в российскую юрисдикцию было не обязательно. К тому же, вся отчетность, поступившая в налоговые органы, могла быть раскрыта только по запросу самого физлица.
По словам депутата Государственной Думы от Воронежской области Сергея Чижова, работавшего над инициативой , изначально предложенный государством механизм легализации был воспринят людьми с большой осторожностью. Люди опасались, что обещания об освобождении от ответственности не будут исполнены
Но уже в ходе первого этапа он завоевал в деловой среде доверие – в общей сложности было подано 7 188 деклараций. Предприниматели убедились, что никаких подводных камней нет, и условия действительно прозрачны.
Новая волна
При этом на первом этапе было объявлено, что амнистия капиталов пройдет только один раз. Однако такая возможность оказалась популярна среди предпринимателей, и в 2018 году стартовала вторая волна, которая завершилась в феврале 2019-го.
На рост интереса к амнистии капиталов повлияли антироссийские санкции, а также то, что с 2016 года Россия подключилась к автоматическому обмену финансовой информацией с другими государствами. Налоговая служба получила доступ к данным о счетах налогоплательщиков в сотне стран, включая популярные офшоры. Фактически спрятать активы стало невозможно.
Все это привело к тому, что декларирование активов стало настолько востребованным механизмом, что в налоговых инспекциях собирались очереди. Всего было подано 11 714 деклараций и, по заявлениям Минфина, только по остаткам на счетах россияне задекларировали более 10 миллиардов евро.
К слову, мировая практика насчитывает единицы удачных примеров амнистии капитала. Своим опытом здесь может поделиться Италия, где в 2001-2002 году граждане могли легализовать все свои доходы, в том числе зарубежные, выплатив в казну 2,5 % от их общей суммы или купив гособлигаций на 12 % от стоимости сокрытого имущества. За первые два месяца в Италию удалось вернуть капитал в размере 61 миллиарда евро, а единовременный налог принес в бюджет страны 1,4 миллиарда. Одна из причин такого ажиотажа – ужесточение ответственности за налоговые правонарушения. Так, размер штрафов до амнистии составлял 250 евро, а после был увеличен до 25 % суммы имущества с его конфискацией. На этом фоне условия, которые предлагает Россия гораздо лояльнее к предпринимателям.
Третий пошел
В настоящее время, реализуя поручение президента о создании благоприятных условий для возврата капитала, Государственная Дума работает над законопроектом, который продлит амнистию до 29 февраля 2020 года.
«Усиливающееся давление на наших предпринимателей за рубежом, включая санкционные ограничения, отмену льгот, требование реального присутствия компаний в оффшорных территориях, делает продление этого механизма необходимой мерой поддержки российскому бизнесу, – подчеркнул Сергей Чижов. – Как и прежде мы предоставляем гражданам возможность добровольно задекларировать свое имущество, активы и счета, гарантируя им освобождение от налоговой, административной и уголовной ответственности. Но в отличие от первых двух этапов, воспользоваться ею смогут те, кто готов перевести денежные средства в российские банки и перерегистрировать подконтрольные иностранные компании».
Компании, которые будут возвращаться из-за рубежа, предлагается переносить в специальные административные районы: на острове Русский в Приморском крае или Октябрьский в Калининградской области. Они были специально созданы в прошлом году для защиты бизнеса от западных санкций и привлечения крупных компаний в российскую юрисдикцию. Бизнес может прописаться в России, инвестировав в экономику региона 50 миллионов рублей в течение полугода. Взамен они смогут не платить налог с прибыли от продажи активов и дивидендов от дочерних компаний, а если сами выплачивают их, компания-получатель заплатит 5 % налога. Также станет возможно скрыть из общего доступа информацию о своих бенефициарах (получателях денежных средств). Данные будут доступны только управляющей САРом компании, контролирующим органам и судам.
Сегодня бизнес на самом деле заинтересован в «переезде» из офшоров из-за новых правил по реальному присутствию. С 2019 года во многих популярных местностях (например, Бермудские, Каймановы, Сейшельские острова) от компаний требуется заниматься деятельностью именно на их территориях.