Российские стартапы ориентируются на глобальный рынок
Опрос В Госдуме планируют рассмотреть законопроект, обязывающий медицинские учреждения пропускать родственников в реанимацию. Как вы относитесь к этой инициативе?

Российские стартапы ориентируются на глобальный рынок

2 июля 2015 / просмотров – 1283
Бизнес

Эксперты прогнозируют, что в условиях экономического кризиса шансы на финансирование останется только у стартапов с потенциалом выхода на глобальные рынки.

По данным РАВИ (Российской ассоциации венчурных инвестиций) совокупный объем прямых и венчурных инвестиций в 2014 году достиг всего 44% от уровня предыдущего года. В то же самое время объем сделок российских фондов на зарубежных рынках вырос в прошлом году в три раза по сравнению с 2013-м. По мнению экспертов эти цифры говорят о том, что и инвесторы и стартаперы с началом кризиса в большей степени переориентируются на международные рынки, чем отечественные.

На прошлой неделе при поддержке Фонда “Сколково” делегация представителей 10 российских стартапов отправилась с выездной презентацией в Сингапур. Одновременно в СМИ прошел релиз об открытии офиса в Сан-Франциско московской инвестиционной компании Target Ventures, планирующей, как привлекать инвестиции для российских стартапов, так и вкладывать деньги в зарубежные проекты. И это далеко не первый венчурный фонд, пытающий в кризис дифференцировать свои риски таким образом.

Привлекательными инвестиции делает доход, который они приносят. Венчурные инвестиции отличаются от простых тем, что они приносят прибыль при продаже компаний в будущем, а не в результате получения дивидендов в процессе. Поэтому самым главным стимулом для инвесторов, как ангельских, так и венчурных фондов, является наличие выходов, т.е. продаж их портфельных компаний. «На российском рынке сегодня таких выходов крайне мало, – оценивает обстановку Сергей Фрадков, управляющий партнер стартап-акселлератора iDealMachine. – Влияет на то и кризис, и политическая ситуация. Как результат, те инвесторы, у кого есть такая возможность, начинают больше вкладывать в проекты за рубежом, например, в Израиле или в США».
Те же из них, кто продолжает вкладывать в проекты в России, хотят, чтобы их проекты выходили на глобальные рынки как можно скорее. Большинство экспертов в переориентировании отечественных стартапов на глобальный рынок видят единственно возможную перспективу развития российского венчурного рынка. «Наше конкурентное преимущество – это огромное количество грамотных и относительно недорогих специалистов, и если кризис заставит этих людей мыслить глобально, значит, можно констатировать его позитивный эффект», - делится надеждами Евгения Смородникова, директор Founder Institute в Санкт-Петербурге.

«Сейчас, возможно, самый правильный момент для того чтобы открыть собственное дело, – говорит Евгения Смородникова: «Кризис многим показал, что стабильность иллюзорна, можно потерять любую работу в какой бы то ни было кампании, поскольку в трудные времена сократить могут даже самого, казалось бы, незаменимого человека. На этом фоне запуск собственного стартапа выглядит уже не столь рискованным. Мы это заметили по тому как увеличилось число квалифицированных программистов, ищущих не хороших зарплат, а участия в доле или приобретения акций компании». Для тех, кто подумывает о собственном проекте Founder Institute по понедельникам все лето планирует проводить бесплатные семинары с участием успешных стартаперов, преодолевших «долину смерти» по дороге к компании своей мечты.

Одновременно Founder Institute–Санкт-Петербург начинает набор на второй семестр обучения, который стартует в сентябре. В течение последних четырех месяцев года предпринимателям технологических компаний и тем, кто планирует ими стать, эксперты, менторы и инвесторы будут помогать создавать компании их мечты. Обучение будет проходить вечером, увольняться с работы от слушателей не требуется.

В первом семестре FI из 25 поступивших до финиша дошли 15 человек, в итоге сложилось 13 полноценных стартапа, 11 из которых вышли или готовятся к выходу на глобальный рынок, а два постепенно завоевывают российских потребителей. Большинство проектов сформировались в процессе обучения. Например идея мобильного e-mail-клиента MailBurn Даниила Павлюченко, заинтересовавшего в последствии бизнес-ангелов Кремниевой долины, родилась прямо за барным столом, за которым будущий Даниил вместе с сотрудниками студии CoffeeLab (организатора Founder Institute в Питере) обсуждал возможности для приложения своих усилий и талантов. В то же время Алексей Козлов (стартап Habilect – комплекс для реабилитации после инсульта) пришел в фонд с уже готовым прототипом и определенным опытом предпринимательства. По результатам выпуска Алексей получил максимальный балл и помощь в запуске продукта на рынок. Сейчас он заключает контракт с крупным медицинским дистрибутором, который выведет его продукт на массовый рынок Европы.

Напомним, Founder Institute (FI) был основан Адео Росси в Кремниевой Долине 4.5 года назад и за это время выпустил более 1 000 предпринимателей в 55 городах и 34 странах. Миссией FI является «глобализация Кремниевой Долины», т.е. построение глобальной экосистемы для развития молодых технологических компаний, где бы они ни находились. Founder Institute очень тщательно отбирает участников программ и приглашает директоров успешных компаний в качестве преподавателей. Преподаватели мотивированны тем, что получают долю в компаниях выпускников. Размер этой доли зависит от места в рейтинге, который составляют участники в конце курса. За 4,5 года преподавателями побывали основатели таких компаний как: Zynga, Photobucket, BitTiorrent, PayPal, DivX и др. Кроме того, выпускники программ получают маркетинговые, юридические и многие другие услуги на льготной основе благодаря сети партнеров Founder Institute. Этот подход позволил Founder Institute добиться 89,5% выживаемости проектов после прохождения курса. 9 из 10 выпускников Founder Institute в итоге основали прибыльные технологические компании.

Система Orphus
Добавить комментарий
Ваше имя (ник)
Текст комментария *
Введите текст с картинки *
Инфографика недели