С чистого листа
Опрос В Госдуме планируют рассмотреть законопроект, обязывающий медицинские учреждения пропускать родственников в реанимацию. Как вы относитесь к этой инициативе?

С чистого листа

12 сентября 2019 / просмотров – 260
Бизнес

Все требования для владельцев общепита пропишут в одном документе

Мечта всех предпринимателей – устранить избыточные, устаревшие, невыполнимые, а порой и просто абсурдные требования, и создать единый документ с понятными, четкими и актуальными «правилами игры» – становится реальностью. Первыми работать в новых условиях начнут владельцы точек общественного питания, для которых уже разработан проект «Белой книги индустрии гостеприимства».

СанПиН на отсечение

В начале года было объявлено, что страна готова полностью отказаться от требований, связывающих бизнесу руки. С помощью механизма, названного «регуляторной гильотиной», государство планирует избавиться от устаревших норм и с 1 января 2021 года заменить их новыми правилами с учетом риск-ориентированного подхода и современных реалий.
В ближайшее время Государственная Дума, где интересы Воронежской области защищает Сергей Чижов, должна приступить к проработке общего законопроекта о государственном и муниципальном контроле. В марте 2020 года – инициатив, систематизирующих обязательные нормы для отдельных сфер бизнеса или видов контроля, а к сентябрю следующего года должны быть готовы постановления, которые в установленный срок отменят действие устаревших норм.
«Первой ласточкой» масштабного пересмотра требований для отдельных отраслей можно считать демоверсию «Белой книги индустрии гостеприимства: кафе, рестораны, кондитерские», которая призвана заменить собой всю кипу действующих сегодня СанПиНов. Отметим, что предприятия общественного питания сегодня контролируют Роспотребнадзор, дублирующее его Федеральное медико-биологическое агентство, Роструд, МЧС России и другие ведомства – всего около 790 требований. В одном только чек-листе Роспотребнадзора содержится более 190 пунктов. Для сравнения, в США – 78, а в Республике Казахстан – 38. Поэтому «Белая книга» должна стать для рестораторов настоящим спасением.
Для удобства документ разбит на 7 тематических разделов: здания и помещения, оборудование и инвентарь, продукты питания, персонал, система управления, потребитель, государственная поддержка и контроль. В его основу легли Технический регламент Таможенного союза, международная концепция контроля над качеством пищевой продукции ХАССП, Трудовой, Налоговый и Административный кодексы.

По статистике 8 из 10 заведений закрываются в первый же год. И не столько по причине высокой конкуренции, сколько из-за технического несоответствия нормативам

Первоочередное внимание уделяется обеспечению пищевой безопасности, но также в «Белой книге» отражены вопросы охраны труда, пожарной и экологической безопасности, защиты прав потребителей, бухгалтерского учета и отчетности, приведена информация о действующих мерах государственной поддержки. В общем, все то, что чаще всего вызывает сложности у предпринимателей. В текст включены выдержки из правовых актов, а также указаны меры ответственности за несоблюдение установленных норм.

В России к июню 2019 года сфера общественного питания включала в себя 160 тысяч точек и представлена более чем 100 тысячами организаций

По задумке разработчиков, все, что не войдет в итоговый документ, будет отменено. По словам министра экономического развития Максима Орешкина, неадекватные требования СанПиН в «Белую книгу» не входят изначально. Например, нормативы по скорости мытья полов, запрет готовить макароны по-флотски и многие другие. Зато есть пошаговая инструкция по мытью рук в картинках.
Что важно на данном этапе: Минэкономразвития открыто для обсуждения документа со всеми участниками рынка. Свои предложения по его дополнению и уточнению может прислать как бизнес, так и контрольно-надзорные органы.

Азбука для бизнеса в сфере общепита

Таким образом, в результате владельцы ресторанов, кафе, баров и других точек общепита получат один единственный документ (в текущей редакции всего 194 страницы), в котором смогут найти ответы на все свои вопросы по организации работы. Немаловажно, что в его основу заложена новая философия контрольно-надзорной деятельности: не наказать, а научить. Поэтому книга предлагает практические варианты по соблюдению требований законодательства, содержит лучшие практики и советы лидеров отрасли, рекомендации по организации бизнеса и повышению доходности.
Следующими к выпуску готовятся «Белая книга индустрии гостеприимства: отели, гостевые дома, хостелы», «Белая книга индустрии ритейла» и «Белая книга индустрии красоты».

При этом, правовой статус «Белой книги гостеприимства» пока не до конца ясен, и вопрос, заменит ли она СанПиН или так и останется рекомендацией, остается открытым. Минэкономразвития утверждает, что именно она станет главным документом, по которому будет работать российский общепит, а все те требования, которые в нее не войдут, будут отменены, как и содержащие их документы. Более того, ведомство до конца 2019 года рассчитывает начать ее тестирование в пилотных регионах. В Роспотребнадзоре при этом считают, что документ носит лишь рекомендательный характер.

Экспертное мнение

Анастасия Загорская, руководитель маркетингового агентства Orange, создатель кофейни Coffelibri, член «Опоры России»
Я, как любой предприниматель, любознательный до всего нового и жаждущий помощи от этой информации, рада тому, что появилась «Белая книга гостеприимства». В ней изложены все стандарты по открытию бизнеса со ссылками на основные законодательные акты – очень удобно ориентироваться. Считаю, что чем больше подобных изданий будет выходить в массы (структурированных и ориентированных на российский рынок), тем легче будет путь начинающего предпринимателя.
Отмечу, однако, что в данном пособии мало цифр, не так много конкретики, есть противоречивые фразы, с коими я, как человек фактов, могу поспорить. Например, что гостевой зал – это конкурентное преимущество для владельца кафе. Соглашусь, грамотное зонирование, интерьер – это очень важные аспекты, но прикладывать столько усилий, чтобы правильно расставить стулья вокруг стола (в «Белой книге» как раз приводятся некоторые схемы, которым нужно следовать управляющим) – не совсем правильно.
Или даны советы, как уберечься от насекомых в заведениях, но при этом нет ни слова о том, что каждая точка обязана (!) заключать договор со службой дезинсекции. А минимальный пакет для небольшой кофейни в Воронежской дезинфекционной станции по улице Шишкова стоит от 6 тысяч рублей в год. И где искать эти дезинсекционные службы в своем городе? Белая книга отмалчивается по многим практическим моментам.
Она описывает, как создать кофейню мечты, в то время как предпринимателей гораздо больше заботит, как сократить издержки, привлечь гостей, подешевле витрину отремонтировать, заполнить пустующие утренние часы, убедить собственника не поднимать арендную ставку и прочие насущные вещи. Так что владельцам кафе и ресторанов в любом случае придется прибегать за помощью к экспертам.
Воронежское деловое сообщество с удовольствием обсудит усовершенствование «Белой книги»

Евгения Глушак
Система Orphus
Добавить комментарий
Ваше имя (ник)
Текст комментария *
Введите текст с картинки *
Инфографика недели