Что в имени тебе моем…?
Слово «меценат» стало нарицательным не сразу.
Дело в том, что первого покровителя культуры и искусства, древнеримского государственного деятеля звали Гай Цильний Меценат. Будучи близким другом императора и имея на него большое влияние, он направлял огромные суммы из римской казны на поощрение и поддержку творческой индустрии. Фактически тогда была создана система государственного финансирования сферы искусства. Меценат покровительствовал лучшим поэтам своего времени, известным и по сей день – Горацию, Вергилию и другим. Историки называют эту эпоху «золотым веком римской культуры».
Однако нельзя сказать, что чиновник безвозмездно помогал всем желающим или растрачивал государственные деньги на свои увлечения. Поддерживая искусство, он развивал духовность общества как необходимое условие решения важных политических задач. Это был весомый вклад в укрепление позиций и мощи империи.
Спустя век римский стихотворец Марциал скажет: «Были бы Меценаты, не будет недостатка в Маронах!» (прим. ред. – Публий Вергилий Марон, один из виднейших поэтов Древнего Рима). Это означает, что пока будут покровители культуры и искусства, будут и великие поэты, художники и скульпторы, прославившиеся на века. С тех пор имя «меценат» стало нарицательным.
История знает немало последователей древнеримского государственного деятеля. Среди них семейство Медичи, в роду которых 4 римских папы и 2 королевы Франции. Но наибольшую известность они приобрели как покровители самых выдающихся гениев эпохи Возрождения: Микеланджело, Боттичелли, Рафаэля, Тициана и других.
Еще один пример – династия Ротшильдов – банкиров и общественных деятелей в XX веке имевших самое большое состояние в современной истории. Половину своих активов они вложили в произведения искусства, что характеризовало их не столько как накопителей богатства, сколько как людей, способных ценить прекрасное.
Щедрая душа
Летопись российских меценатов, как правило, отсчитывается с XVIII века, но настоящий расцвет пришелся на вторую половину XIX и начало ХХ столетия. Покровители не были великими деятелями искусства, но вошли в историю, потому что способствовали его расцвету и развитию. Для большинства из них это стало практически образом жизни и чертой характера. Принципиально важно, что российские меценаты не только поддерживали таланты, но и заботились о том, чтобы культурные ценности были доступны широким слоям общества.
Самое крупное пожертвование в истории России сделал купец Гаврила Солодовников. Его состояние составляло около 22 миллиона рублей, 20 из которых он потратил на нужды общества. Первый взнос меценат сделал на строительство Московской консерватории. Вклада в 200 тысяч рублей хватило на сооружение роскошной мраморной лестницы. Усилиями купца на Большой Дмитровке был построен концертный зал с театральной сценой – нынешний Театр оперетты, Клиника кожных и венерических болезней – сейчас это Московская медицинская академия имени И. М. Сеченова.
Навсегда вошли в мировую историю имена братьев Третьяковых, Павла и Сергея. Их состояние составляло более 8 миллионов рублей, 3 из которых они пожертвовали на искусство. Оба Третьякова собирали картины, и завещали свою галерею в дар Москве вместе с недвижимостью. Помимо этого братья содержали училище для глухонемых, помогали вдовам и сиротам живописцев, поддерживали Московскую консерваторию и художественные училища.
Савву Мамонтова современники прозвали Великолепным и московским Медичи, как большого друга и могущественного покровителя русской культуры. Купив имение Абрамцево, меценат создал знаменитый мамонтовский кружок и его участники постоянно проводили время в гостях у своего богатого покровителя. На рояле Саввы Ивановича учился играть Федор Шаляпин, в его кабинете своего «Демона» писал Михаил Врубель.
Прославилась меценатством и коллекционированием и целая династия – Морозовы. Они создали Музей фарфора и музей кустарного искусства, собирали работы импрессионистов (сейчас это коллекция Пушкинского музея), создали библиотеку-читальню имени И. С. Тургенева. Савва Морозов оказал большую помощь Московскому художественному театру, регулярно вносил пожертвования на строительство и развитие МХТ.
Стоит отметить, что материальная поддержка, которую оказывали предприниматели и промышленники, играла существенную, если не решающую роль в развитии и функционировании культуры, искусства, образования и медицины.
Это явление было распространено во многих городах России. В том числе и в Воронеже. Ей занимались все сословия, как от себя лично, так и в рамках организаций. Благотворительность считалась неотъемлемым долгом каждого человека. В Воронежской губернии насчитывалось более 30 подобных учреждений, которые оказывали помощь обучающимся, несовершеннолетним преступникам, бедным невестам, прислуге и многим другим.
После Золотого века меценатства в России, длившегося до начала XX века, прогремела революция и в страну пришла другая власть, сменился менталитет, но самое главное – угасло предпринимательство, родитель благотворительности. И только в XXI веке эта близкая русской душе традиция снова начала возрождаться.
Налоговые льготы меценатам
В этом году Государственная Дума приняла законопроект, предоставляющий налоговые льготы гражданам и предприятиям, которые поддерживают искусство. Инициатива дает физическим лицам и компаниям право получить социальный налоговый вычет в размере суммы пожертвования государственным или муниципальным организациям культуры.
Как подчеркнул депутат Государственной Думы от Воронежской области Сергей Чижов, вопросам поддержки отрасли культуры на федеральном уровне уделяется особое внимание. Например, в прошлом году учреждения нашего региона получили финансирование почти в 2 раза больше, чем в 2016-ом – более 1,6 миллиарда рублей. И в текущем году сохранено стабильное финансирование. Но культуре все еще требуется поддержка покровителей. И чтобы поддержать частную инициативу, дать очередной импульс развитию благотворительности в России и привлечь дополнительные инвестиции в область искусства Государственная Дума решила распространить на частных меценатов и организации право на социальный налоговый вычет на сумму пожертвований, сделанных в пользу учреждений культуры. По мнению разработчиков, эта мера поможет тем, кто может и хочет направить свои средства на сохранение музеев и предметов творчества, развитие искусства и модернизацию профильного образования.