Главная угроза для человечества – сам человек
Основное отличие сегодняшней автоматизации состоит в том, что ранее машина заменяла только рутинный труд, а теперь посягает и на интеллектуальный. Стремительность развития искусственного интеллекта, который только за последние 2-3 года научился играть в шахматы, диагностировать заболевания и писать пока незамысловатую, но все же музыку, вызывает у человека практически животный страх. Отчасти тому виной стала тема порабощения Земли роботами, уже не один десяток лет эксплуатируемая в массовой культуре.
Впрочем, опасения о захвате мира искусственным интеллектом выражали и авторитетные ученые и изобретатели, например, физик-теоретик Стивен Хокинг или глава Tesla Motors и SpaceX Илон Маск. Другая часть научного и бизнес-сообщества, в том числе создатель Facebook Марк Цукерберг, встает на защиту машин, считая, что именно человек, используя возможности технологий, способен нанести вред себе подобным. Директор по маркетингу сервисов компании «Яндекс» Андрей Себрант выражал схожий тезис: гораздо более насущной проблемой является использование нейросети злоумышленниками, нежели «осознавший себя» искусственный интеллект.
Эволюция искусственного интеллекта и «вымирающие» профессии
Современные луддиты более изобретательны в выборе форм и способов борьбы. Помимо протестов по всему миру в адрес нашумевшего «Убера», технофобы стремятся склонить на свою сторону общественное мнение, манипулируя страхами неосведомлённого большинства и пролоббировать тот или иной запрет в законодательстве. Однако силы в борьбе ретроградов с прогрессом изначально не равны, так как автоматизация труда всегда экономически выгодней. Возможности нейросети, интернета вещей, технологий виртуальной реальности настолько обширны, что их повсеместное внедрение в нашу жизнь необратимо. И одним из волнующих человечество последствий этого явления станет фундаментальная перестройка рынка труда.
Современные технологии уже сегодня вполне успешно заменяют бухгалтеров, юристов, лаборантов в медицинских учреждениях. Робот не нуждается в заработной плате, может работать круглосуточно и, главное, ввиду отсутствия человеческого фактора, более точен. С завидной частотой появляются сообщения об успехах искусственного интеллекта на новых поприщах: не далее чем на прошлой неделе ИИ удалось обнаружить 6000 ранее не известных вирусов, которые живут в бактериях и изменяют поведение своего хозяина. В феврале искусственный интеллект научился выявлять сердечно-сосудистые заболевания, и, параллельно этому, в корпоративном сегменте «Сбербанка» оператора call-центра заменил робот Анна.
На тему «вымирающих» профессий ведется множество дискуссий и не существует однозначного прогноза относительно рынка труда будущего. Отбрасывая утопичное представление о неком «цифровом рае», в котором работать будут только роботы, а человечество вдоволь насладится плодами своих научных достижений, оптимисты убеждают нас, что технологическая безработица всегда компенсировалась организацией новых рабочих мест, необходимых для создания и обслуживания техники. Другой вопрос, будет эта компенсация полной или частичной.
О трансформации рынка труда в ближайшую десятилетку мы побеседовали с директором макрорегиона Юг компании HeadHunter Ириной Веретенниковой.
– За кем сегодня охотятся HR-менеджеры?
– В последнее время наметился тренд повышения спроса на IT-специалистов в регионах. Так, работники в области информационных технологий входят в ТОП-3 самых востребованных в Воронежской области (12 % от общего количества вакансий). Самые актуальные специализации в регионе – это программисты, разработчики, инженеры, специалисты поддержки, системные администраторы, тестировщики, менеджеры по продажам в IT и телекоммуникациях. С начала 2016 года в IT-сфере в целом по России растет спрос на профессионалов, использующих в своей работе технологии «Машинное обучение» и «Искусственный интеллект». Также спрос на специалистов Big Data увеличился в 5 раз по сравнению с началом 2016 года.
– Какие профессии будут наиболее востребованы в ближайшее десятилетие?
– На данный момент драйверами трансформации рынка труда безусловно являются нанотехнологии, робототехника, IT и разработка, искусственный интеллект, машинное обучение, архитектура, биотехнологии, энергетика, генетика и медицина. Причем они будут развиваться не самостоятельно, а дополняя друг друга. Привычный нам офисный и административный персонал постепенно уступит свое место новым профессиям. И это закономерное развитие, к которому нужно готовиться уже сейчас: заниматься обучением и развитием своих навыков, адаптируясь к новым тенденциям рынка. Этими навыками применительно к любой из профессий будущего должны стать программирование, моделирование, вычислительное мышление, критическое мышление, креативность, управление людьми, навыки общения и коммуникаций, клиентоориентированность, умение вести переговоры, когнитивное мышление, навыки решения многоуровневых задач.
В ходе проведенного исследования мы определили те перспективные профессии, которые станут массовыми в ближайшие 10 лет. В частности, это биоинженеры, инженеры по возобновляемой энергии, проектировщики «умной» среды, специалисты по робототехнике (в т.ч. медицинской), кибербезопасности, программисты/разработчики (различного профиля), инженеры 3D-печати, специалисты по генной инженерии, дизайнеры и архитекторы виртуальной реальности.
– Какие профессии находятся под угрозой сокращения в течение следующих 10 лет?
– Общероссийской тенденцией рынка труда является переизбыток специалистов в сферах «Юриспруденция» и «Экономика и финансы». Так, в январе 2018 года количество резюме к количеству открытых вакансий для юристов по Воронежской области составило более 10 человек на 1 место. Еще одна технологическая тенденция – создание роботов-юристов. При этом особый стимул автоматизации процессов в юриспруденции придает растущая стоимость юридических услуг для клиентов.
Так, эксперты HeadHunter подтверждают, что уже через семь лет в России перестанут в привычном виде существовать профессии юриста, медсестры и маркетолога.
«Прекрасное далеко» цифровой экономики
Невозможно спрогнозировать точный сценарий на рынке труда будущего, однако большинство экспертов убеждены, что роботы не захватят рабочие места в одночасье: механизация – это естественный процесс в современном мире и происходит он плавно. Возникнут новые сферы деятельности в обществе, которые потребуют от человека гибкости и способности к самообразованию, приобретению новых компетенций. В противном случае множество из нас внезапно окажется на месте лошадей, тщетно соревнующихся с автомобилями. А чтобы запрыгнуть в уходящий поезд новых технологий и не остаться «за бортом» и человеку, и государству, необходимо динамично реагировать на происходящие изменения. Так, согласно исследованию консалтинговой компании American Infosys, восемь из десяти руководителей компаний, которые планируют внедрять искусственный интеллект в бизнес-процессы, вместо увольнения готовы обучать и перераспределять своих сотрудников.
Летом прошлого года в России утвердили программу развития цифровой экономики. Заглядывая в «прекрасное далеко» 2024 года, к которому и предстоит завершить госстратегию цифровизации, в стране должно выпускаться 800 тысяч студентов, обучающихся в IT-сфере; как минимум в 15 городах страны с высоким научным потенциалом должны появится акселераторы по взращиванию проектных команд в интересах цифровой экономики, а в городах-миллионниках планируют запустить беспилотный общественный транспорт. Для достижения поставленных задач предстоит преодолеть порядка 250 регуляторных барьеров.
Из уже принятых решений Госдумы можно выделить создание сети федеральных инновационных центров дополнительного дошкольного образования «Кванториум». Детские технопарки призваны подготовить технические кадры для страны: школьники от 8 до 18 лет обучаются по нескольким направлениям, в том числе нейротехнологии, аэроквантум, роботехника, виртуальная и дополненная реальность. В прошлом году при поддержке федерального центра (из бюджета было выделено 925 миллионов рублей), детские технопарки открылись в 17 регионах, в том числе, в Воронеже. В текущем году число регионов, в которых появятся площадки для дополнительного обучения детей техническим наукам, увеличится с 37 до 51.