Ученый, «заговорщик», узник Петропавловской крепости...
Опрос В Госдуме планируют рассмотреть законопроект, обязывающий медицинские учреждения пропускать родственников в реанимацию. Как вы относитесь к этой инициативе?

Ученый, «заговорщик», узник Петропавловской крепости...

16 мая 2017 / просмотров – 4100
Истфакт

200 лет назад родился выдающийся историк, этнограф, публицист Николай Костомаров. «ГЧ» приводит несколько фактов из биографии нашего знаменитого земляка.

Воспитанный по «системе Руссо»
Будущий ученый появился на свет 16 мая* 1817 года, в слободе Юрасовка (ныне – Ольховатский район). Его отец был дворянином, мать – крестьянкой малороссийского происхождения, которая по протекции помещика получила образование в столичном пансионе.
Батюшка Костомарова слыл большим поклонником Руссо и, воспитывая сына, пытался следовать педагогической концепции философа. «Он старался приучить меня с младенчества к жизни, близкой с природою, – позже рассказывал в своей «Автобиографии» историк. – Не дозволял меня кутать, умышленно посылал бегать в сырую погоду (…) и вообще приучал не бояться простуды и перемен температуры».
Не чужда была помещику и идея социальной справедливости, которая, впрочем, им трактовалась весьма своеобразно. «Он любил толковать всем и каждому, что все люди равны, – вспоминал Костомаров. – (…) Но это не мешало ему при случае показать над подчиненными господскую палку или дать затрещину, особенно в минуту вспыльчивости, которой он не умел удерживать».
В 1828 году эксцентричного барина убили лихие люди, позарившиеся на господские деньги. Эта трагедия перевернула жизнь юного Николая. Отец не успел признать его официально, и над ним нависла угроза остаться в крепостной зависимости. Однако матушка Костомарова не только сумела выкупить сына из неволи, но и сделала все возможное, чтобы он занял достойное место в обществе.
Строптивый ученик
Мальчик поступил в воронежский частный пансион, а затем в губернскую гимназию.** Новый жизненный этап оказался для него непростым. Костомаров с детства отличался прекрасными способностями, но школьная зубрежка его не вдохновляла. Впоследствии ученый отзывался нелестно о системе преподавания, к которой ему пришлось тогда приноравливаться, но, судя по его же воспоминаниям, он и сам не отличался прилежанием.
Историк честно повествует о своих проделках в ученические годы. Так, по его словам, он был изгнан из пансиона «за знакомство с винным погребом». Благо потом школяр одумался и упросил мать определить его в гимназию, по окончании которой успешно выдержал экзамены в Харьковский университет.
Уже на склоне жизни Костомаров с ностальгией вспоминал Воронеж. «И теперь бы на старости лет не отрекся я от удовольствия побывать там. (…) Дай Бог процветания благословенному краю и всем живущим в крае этом», – отмечал ученый в одном из своих писем.
Юнкер-исследователь
Ученый далеко не сразу определился со своим жизненным призванием. Окончив историко-филологический факультет университета, Костомаров решил попробовать себя на воинской службе и поступил юнкером в полк, стоявший в Острогожске. Однако сделать карьеру в армии ему не довелось: новоиспеченный военный увлекся изучением местных архивных материалов. После этого он решил посвятить себя исследовательской работе и вдохновленный вернулся в Харьков. Молодой человек прослушал новый курс лекций в alma mater, чтобы пополнить знания, и с головой ушел в чтение научных трудов. По словам Николая Ивановича, история стала для него «любимым до страсти предметом».
Поборник народной истории
Тогда же Костомаров задался вопросами, которые предопределили его дальнейший поиск: «Отчего это во всех историях толкуют о выдающихся государственных деятелях, иногда о законах и учреждениях, но как будто пренебрегают жизнью народной массы? Бедный мужик, земледелец, труженик как будто не существует для истории; отчего история не говорит нам ничего о его быте, о его духовной жизни, о его чувствованиях?»
Пытаясь восполнить пробелы, он внес серьезный вклад в изучение «народных памятников» – песен, преданий и других свидетельств, в которых нашли отражение сведения о нравах, быте простых людей и перипетиях прошлого. Помня о своих корнях, особое внимание Николай Иванович уделял малороссийским источникам.
Стремление показать разные стороны жизни ярко проявилось в капитальном труде ученого «Русская история в жизнеописаниях ее главнейших деятелей». В нем автор выступил не только как исследователь, но и как талантливый рассказчик, умеющий увлечь даже далекого от науки читателя.
Вместе с тем подход Костомарова еще при его жизни породил множество дискуссий. Оппоненты упрекали Николая Ивановича в «пристрастии к картинности» в ущерб точности, а также в тенденциозности. Но в то же время отмечались и заслуги ученого: введение в научный оборот новых источников, внимание к народной психологии, изучение влияния этноса на исторический процесс, живое, захватывающее повествование…
Идеолог тайного общества
В середине 1840-х профессор Костомаров стал одним из организаторов тайного Кирилло-Мефодиевского общества, которое выдвинуло свою программу развития славянского мира. Ученый и его товарищи мечтали о создании союза, в рамках которого славянские народы получили бы широкую автономию. При этом Николай Иванович был противником восстания против существующего порядка. Он считал, что реализации цели нужно содействовать мирными просветительскими средствами. Но среди членов общества были сторонники и более решительных мер.
В 1847 году сведения о подозрительном объединении дошли до властей. В верхах его участников сочли заговорщиками. Начались аресты. После разбирательства по делу Костомаров был приговорен к тюремному заключению и последующей ссылке. Ученый в течение года отбывал наказание в Алексеевском равелине Петропавловской крепости, а затем был отправлен в Саратов, где жил под надзором полиции вплоть до кончины царя Николая I.
Основатель крестьянской школы
Историк никогда не забывал о своей малой родине. На его деньги в Юрасовке была построена школа для крестьянских детей. Ее здание стоит до сих пор, хоть и обветшало под влиянием времени. Как рассказали «ГЧ» в администрации Ольховатского района, строение (ныне пустующее) не раз ремонтировали. Есть в планах и реконструкция, для которой хотят привлечь средства местных меценатов.
В рамках празднования 200-летия со дня рождения исследователя в районе будет реализован ряд мероприятий: пройдет научная конференция и фестиваль, именем ученого назовут одну из библиотек, в Юрасовке установят бюст Костомарова. Кроме того, к юбилейным торжествам в родном селении историка благоустроили сквер, а в ближайшее время основательно обновят Дом культуры.

Будни в тюремном остроге
Николай Костомаров рассказал о заточении в крепости в своей «Автобиографии». По словам ученого, условия содержания были сносными, но пребывание в одиночке тяжело отражалось на психике.
Пристанищем арестанта стала «просторная комната с койкой, простым дубовым столом, покрытым грубою скатертью, и с деревянным стулом при столе», которая «тускло освещалась одним окном, замазанном снаружи белилами». «Комендант – в качестве особого снисхождения – разрешил пить чай, курить сигары и читать книги, которые доставлялись мне матушкой, – вспоминал историк. – (…) Писать чернилом не дозволяли, но дозволили писать карандашом (…) На содержание отпускалось мне по чину 20 копеек в день. Мне давали один раз щи, другой раз суп; иногда к этому прибавлялась каша с маслом, а по праздникам пирог (…) До февраля 1848 года я был здоров и занимался греческим языком, в котором чувствовал себя прежде слабым: мне хотелось пополнить этот недостаток в образовании. После усилий, продолжавшихся несколько месяцев, я, наконец, дошел до того, что читал свободно Гомера, хотя по временам заглядывал в подстрочный латинский перевод в издании Дидо. В то же время в виде отдыха от головоломки над греческим языком я занимался испанским и при сравнительной его легкости успел прочитать несколько пьес Кальдерона и почти всего «Дон Кихота». В феврале меня одолела невыносимая головная боль и нервные припадки, сопровождаемые галлюцинациями слуха…»

Исследование, поразившее Маркса
Во время ссылки в Саратове Николай Костомаров изучал народные движения прошлого. Итогом этой работы стала монография «Бунт Стеньки Разина». Исследование вызвало огромный интерес у Карла Маркса, который знакомясь с российской историей, неоднократно обращался к трудам Костомарова.

*По новому стилю.
**На здании, где до революции находилась гимназия (улица Сакко и Ванцетти, 102), в память об историке установлена мемориальная доска.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:
В Воронеже покажут материалы, повествующие о жизни историка Костомарова

 

Елена Черных
239-09-68
alenagalch@gmail.com
Система Orphus
Добавить комментарий
Ваше имя (ник)
Текст комментария *
Введите текст с картинки *
Инфографика недели