Злосчастная симфония
Блестящие способности музыканта проявились еще в юные годы, а в 19-ть он с большой золотой медалью окончил Московскую консерваторию. Его дипломной работой стала опера «Алеко» по пушкинским «Цыганам», получившая высокую оценку Чайковского. «У него настоящая композиторская жилка», – говорил Петр Ильич, хваливший самобытный стиль молодого автора.
Новаторский подход был характерен и для Первой симфонии Рахманинова, представленной на суд столичных меломанов в 1897 году. Однако эксперимент восходящей звезды обернулся оглушительным фиаско. Провал во многом объяснялся несовершенством исполнения: оркестр просто не справился с возложенной на него задачей. Это было очевидно и для самого Сергея Васильевича, который большую часть премьеры просидел, зажав в ужасе уши. Тем не менее, главный удар критики пришелся на создателя произведения. Возможно, за него вступился бы Чайковский, веривший в дар начинающего музыканта, но великий композитор к тому времени уже ушел из жизни…
Посттравматический синдром
Провал стал тяжелым испытанием для Рахманинова. Пытаясь восстановить душевное равновесие, он даже прибегал к сеансам гипноза. Постепенно музыкант нашел в себе силы преодолеть депрессию. Некоторое время Сергей Васильевич работал дирижером в Русской частной опере, однако к сочинительству вернуться не решался.
Новым стимулом для него стало выступление в британской столице, которое состоялось в апреле 1899 года по просьбе Лондонского филармонического общества. После поездки композитор почувствовал потребность полностью сосредоточиться на творческой деятельности, а для этого была необходима соответствующая атмосфера. Прежде Сергей Васильевич проводил весну-лето у родственников в Ивановке Тамбовской губернии, но хлебосольный дом хозяев был вечно полон гостей. Тогда весьма кстати пришлось приглашение от давнего знакомого. На выручку пришел Юлий Крейцер, юной дочери которого Рахманинов давал уроки игры на пианино. Юлий Иванович служил управляющим имением Раевских в Новохоперском уезде, которое в то время пустовало. Он обещал создать другу семьи все условия для работы. Так наш герой оказался в слободе Красненькая.
Распорядок дня композитора
О пребывании музыканта в имении оставила воспоминания его ученица Елена Жуковская (Крейцер). «В укладе нашей семье в Красненьком строгий режим уживался с самой неограниченной свободой, – пишет она в своем очерке. – Происходило это потому, что определенное время существовало только для трапез и чаепитий, все остальное время каждый мог проводить как хотел». Такой распорядок пришелся Рахманинову по нраву. Он покорно вставал на рассвете, чтобы выпить парного молока. Потом продолжал прерванный сон, а в 8:30, согласно «регламенту», появлялся в столовой. После скромного завтрака гость удалялся в себе в комнату и несколько часов посвящал музыке. Для занятий ему «выписали» из губернского центра инструмент. Это был «огромный концертный рояль фабрики Шредер», который дал напрокат владелец одного из воронежских магазинов.
Ближе к полудню во «владениях» Сергея Васильевича наступала тишина, которую время от времени прерывала мелодия. В такие моменты все ходили на цыпочках, понимая, что маэстро сочиняет музыку.
Исцеляющие путешествия
Оценил Рахманинов и красоту здешней природы: ежедневный «моцион» был обязательной частью распорядка. Нередко он и его ученица брали экипаж и отправлялись в долгий путь за много верст от усадьбы. Особенно музыкант полюбил Калиновский лес и живописные берега реки Хопер. Такие путешествия исцеляли меланхолию лучше любых лекарств.
Порой композитор устраивал «экспедиции» в одиночестве. «На случай, если бы Сергею Васильевичу захотелось быть одному – а это случалось иногда во время творческой работы – отец предоставил в полное его распоряжение спокойную лошадь и маленький шарабан, – рассказывает Елена Юльевна. – (…) Как-то возвратившись с такой прогулки, он объявил, что «открыл» необыкновенно красивое место, никому не известное, и назвал его своим «лягушачьим царством». Место это было болотистое, и весной лягушки задавали там оглушительный концерт. Конечно, все прекрасно знали, где оно находится, но, не желая портить ему удовольствие, не возражали…»
Рождение знаменитого концерта
В 1899 году Серей Васильевич задержался в имении до начала осени. А потом провел в Красненькой еще два лета – уж очень комфортно он себя тут чувствовал. Эти «каникулы» открыли новую веху в биографии музыканта. Композитор опять поверил в свое призвание.
На хоперской земле Рахманинов прервал свое долгое «молчание». Он написал хоровое произведение «Пантелей-целитель» на стихи Алексея Толстого, создал романс «Судьба», первым исполнителем которого стал Федор Шаляпин, пьесу «Фантазия» для фортепиано, транскрипцию украинской народной песни «Чоботы». Здесь музыкант работал над знаменитым концертом № 2 и «шлифовал» другие сочинения, вошедшие в золотой фонд мировой культуры.
Спустя годы побывал Сергей Васильевич и в Воронеже. Это произошло в ноябре 1913-го, когда он гастролировал по городам России в рамках большого турне. Творческий кризис остался в прошлом…
Покровительница наук и герой войны
В 2017-м село Красное отмечает 300-летний юбилей. Оно было основано в петровскую эпоху, а первые жители начали осваивать эти места и того раньше. С селом связаны выдающиеся представители знатных российских фамилий. Здесь в 1819 году, в родовом имении отца-генерала появилась на свет Анна Бороздина – покровительница ученых, активная участница Общества любителей естествознания, антропологии и этнографии. Ее супругом был герой войны 1812 года, основатель Новороссийска, друг Пушкина Николай Раевский-младший.
Признание маэстро
Среди произведений, созданных Сергеем Рахманиновым на хоперской земле, был шуточный романс. При его создании композитор взял за основу стихотворение «Эперне» поэта Вяземского и переиначил на свой лад. Он презентовал этот романс будущей жене Наталье Сатиной со словами: «Нет, не умерла моя муза, милая Наташа!»
На фото
Ежедневные прогулки были обязательной частью «оздоровительного курса» композитора на хоперской земле. На снимке Рахманинов со своим любимым псом Левко, которого он привез с собой.