Истина о вине
Виноделие возникло еще в каменном веке, в эпоху неолита – когда люди впервые открыли для себя виноград. Так, в Иране нашли кувшин с остатками алкоголя, которому больше 7 тысяч лет. А в Армении – древнейшую из известных виноделен, действовавшую 6 тысяч лет назад. Есть и сохранившийся образец – 2 целые бутылки вина, созданного в 1300 году до нашей эры, были найдены в гробнице в провинции Синьян (Китай).
В Европе оно обязано своим появлением Римской империи – во времена, когда она раскинулась по всему Средиземноморью, сформировались многие крупные винодельческие регионы, сохранившиеся и сегодня. В Средневековье этот напиток считался важной частью ежедневного рациона, предпочтительной альтернативой все еще недостаточно безопасной питьевой воде.
Долгое время виноделие было естественной привилегией лишь нескольких стран, среди которых – Италия, Франция, Германия, Испания, Португалия и Греция. Но сегодня новые страны завоевывают рынок – Австралия, Новая Зеландия, США, Аргентина, Чили и Южная Африка производят четверть мировой продукции (против 1,6 % в начале 1980-х).
В число лидеров может выйти и Россия. Наш юг – это одна из самых северных зон в мире по выращиванию винограда. Несмотря на сложные климатические условия, в прошлом году урожай составил более 530 тысяч тонн, а объем производства вина с защищенным географическим указанием – 3,5 миллиона декалитров. Для сравнения, в 2017 году было разлито всего 2,3 миллиона декалитров.
Столетиями культивированные уникальные местные сорта позволяют создать такой букет, который невозможно повторить в теплых странах.
В Воронежской области, хоть это и не винодельческий регион, тоже есть свои ценители этого искусства. «Мне всегда было интересно этим заниматься. Сначала я выращивал виноград для себя, коллекционировал вина – покупал напрямую с заводов. А в 2012 году мы с сыном съездили на винодельни Краснодарского края, и я решил попробовать сам, – рассказывает виноградарь Александр Герасименко. – У нас в регионе, несмотря на климат, есть условия, чтобы заниматься виноделием. Нужно только правильно выбрать сорта винограда, преимущественно ранние. И эта ниша абсолютно свободна. Но сегодня никто не производит здесь вино на продажу – только для себя или в подарок друзьям. Хотя по качеству мы могли бы конкурировать и с большими заводами. Я не против идеи зарегистрироваться официально и развить свое хобби в нечто большее, но останавливает цена на оформление лицензии и административные барьеры. Меры поддержки в основном направлены на большой бизнес, а для мелких производителей оформляться официально просто нерентабельно».
Одна отрасль – один закон
В настоящее время виноделие в России регламентировано законом о производстве и обороте этилового спирта и алкогольной продукции (№ 171-ФЗ), а также десятками разрозненных и технологически устаревших госстандартов. Но производство вина – процесс длительный и очень сложный. Он начинается от подбора сорта до выращивания ягод, их сбора, отжима, брожения, купажа, очистки, пастеризации, выдержки – прежде чем вино попадет на стол проходит не один месяц. Специалисты убеждены, что неправильно ставить создание благородных напитков в один ряд с алкоголем на основе этилового спирта.
Чтобы устранить правовые пробелы и оказать поддержку отечественным производителям, Государственная Дума в ближайшее время примет отдельный закон – будущую правовую основу для развития винодельческой отрасли в России.
«Созданный по инициативе делового сообщества документ предусматривает комплексное регулирование всех вопросов, от «а» до «я». Начиная от понятийного аппарата и правовых основ деятельности и заканчивая правилами декларирования урожая, получения лицензии и особенностями оборота готовых вин. Так, мы признаем выращивание винограда и производство вина важной составляющей сельского хозяйства, определяем полномочия федеральных и региональных органов власти, устанавливаем равный доступ предпринимателей к мерам поддержки. Концептуально такой подход соответствует текущим тенденциям систематизации законодательства и создания единых, простых и понятных требований для бизнеса, собранных в одном документе», – прокомментировал депутат Государственной Думы от Воронежской области Сергей Чижов.
Как пояснил парламентарий, на государственную помощь виноградари смогут рассчитывать на всех этапах производства. От закладки виноградников, ухода за ними до продвижения на рынке и экспорта продукции. Кроме того, производители смогут получить субсидии при обновлении необходимой сельхозтехники, культивировании посадочного материала, а также поддержку научно-исследовательской, инновационной и просветительской деятельности и правовую охрану российских торговых марок в иностранных государствах.
«В настоящее время документ готовится ко второму чтению. В числе поступивших поправок отмечу предложение распространить его действие на производство вина исключительно из российского винограда, как дополнительный стимул расширять производство. Ведь сегодня пригодные для виноградарства земли используются лишь на 15 %», – подчеркнул Сергей Чижов.
Кроме того, предлагается доработать требования, касающиеся реализации вин на специализированных ярмарках и фестивалях, дистанционной торговли, а также предусмотреть частичную либерализацию рекламы российского вина в средствах массовой информации. Все поступившие предложения депутатам предстоит оценить при принятии закона во втором чтении.
Широкие горизонты
Потенциал виноделия в России чрезвычайно велик. И не только производственный, но и туристический. Уникальные природно-климатические условия российских регионов в сочетании с их насыщенной событиями историей и самобытной кулинарной культурой дают все необходимое для создания популярных винно-гастрономических маршрутов – «винных дорог». К слову, некоторые из них уже сейчас включены в общую туристическую программу Европейского союза.
А значит законодатели решают сразу несколько задач: импортозамещения, развития туризма, поддержки экспорта. Более того, это будет способствовать экономическому развитию ряда российских регионов, поскольку винодельни позволяют создавать новые рабочие места для представителей различных профессий, как рабочих, так и с высокой квалификацией.