В Воронеже может появиться хип-хоп театр
Опрос В Госдуме планируют рассмотреть законопроект, обязывающий медицинские учреждения пропускать родственников в реанимацию. Как вы относитесь к этой инициативе?

В Воронеже может появиться хип-хоп театр

19 июня 2014 / просмотров – 1305
Культура

Об этих планах на лекции «Хип-хоп культура как социальный инструмент» рассказал Михаил Огер, один из немногочисленных в России хип-хоп продюсеров. Событие состоялось в рамках фестиваля Академии искусств «Открыто!», проходящем в здании Мариинской гимназии.

Видеть созидательный потенциал

Михаил Огер – молодой продюсер из Москвы, который подходит к хип-хоп культуре не как к предмету коммерческого интереса, а как культурному феномену и социальному инструменту. В сфере интересов эксперта – созидательный потенциал хип-хопа в разнообразных сочетаниях с другими видами искусства. Напомним, несколько месяцев тому назад Михаил Огер уже встречался с воронежцами в рамках своего масштабного проекта «Хип-хоп академия» и прочитал тогда весьма любопытную и содержательную лекцию о театральных хип-хоп проектах.

– Уже много лет я занимаюсь хип-хопом, его прошлым и настоящим в Америке, Европе и России, и у меня сложилось твердое убеждение и понимание, что эта протестная бунтарская культура может быть использована в прямо противоположном направлении, чем от нее привыкло ожидать общество, – подчеркивает Огер.

Спикер также намекнул, что и в Воронеже может появиться свой проект, где встретятся хип-хоп и театр. По словам гостя, переговоры об это уже давно идут между Огером, Эдуардом Бояковым, столичными и местными рэперами.

– Есть общее желание что-то сделать. Мы стараемся периодически приезжать в Воронеж на несколько дней и здесь с местными ребятами планировать и обсуждать будущую постановку. Мы ищем идею, которая была бы основана на близкой городу истории – что-то реальное, узнаваемое, актуальное именно здесь, – рассказал Михаил.

К вопросу мирового хип-хоп контекста

На лекции Михаил рассказал собравшимся об истоках хип-хоп культуры – в Нью-Йорке 70-х, когда появлялись первые граффити-тэги, первые вечеринки от ди-джеев и рэперов-эмси, о пионерах брейкинга.

– Появились и первые примеры такого «социально ответственного» хип-хопа. Молодые ребята рифмовали о разрухе, безразличии, бездомности – о том, что окружало и беспокоило их. Хип-хоп был изначально движением самых бедных слоев населения, протестным, бунтарским, сопряженным с нелегальными вечеринками на «сквотах». Но через некоторое время на это течение обратили внимание и другие субкультуры, появились интересные общие проекты – с панками, например, – рассказал Огер.

Михаил рассказал и о знаменитом «блек ауте» в Нью-Йорке с 13 на 14 июня 1977 года – аварии в системе электроснабжения, которая была сопряжена с массовыми грабежами магазинов. Молодежь из бедных кварталов вышла на улицы, и те, кто хотел быть ди-джеем, но не мог (ввиду отсутствия аппаратуры) – пошел и взял то, что ему было нужно.

– Я до сих пор не знаю, как оценивать это событие, – признался Огер, – С одной стороны, это было криминальное явление, а с другой – в итоге культура выиграла, сделав гигантский скачок. За одну ночь количество ди-джеев выросло в 10 раз.

Со временем хип-хоп культура отошла от реального криминала. По словам Михаила, вскоре в Америке молодые люди осознали, что дух бунтарства можно сохранять и преобразовывать в творчество, не нарушая закон. Оставаться «criminal minded», но не становиться уголовником, иными словами.

Социальные кейсы сегодняшнего хип-хопа

Говоря об отечественном хип-хоп движении, Михаил Огер отмечает, что из-за железного занавеса к нам эта культура долго не могла просочиться. Только в середине 90-х годов в Москве появились первые граффитчики – ребята, которые вырабатывали свой стиль стрит-арта, покадрово просматривая редкие фильмы с зарубежных кассет на первых видеомагнитофонах, перерисовывая изображения с экрана и перенося их на московские улицы. Сейчас наши уличные художники и танцоры брейк-данса показывают мировой уровень мастерства, завоевывая чемпионские титулы и сотрудничая с зарубежными звездами.

– Путешествуя по стране, я заметил, что в любом городке, где больше 200 тысяч населения, у нас есть на стенах граффити, работает школа брейк-данса, и есть пара-тройка рэперов, которые рифмуют, записывают, выкладывают что-то в сеть, – размышляет Михаил Огер. – И если говорить о социальной функции хип-хопа, то я уверен, что эта культура – отличный инструмент для преобразования протестной энергии в творческое русло. С приобщением к уличному искусству молодой человек получает ту погоню за адреналином, которой ему может не хватать. Например, граффити – это часто своеобразный захват общественного пространства, сопряженный с риском.

В то же время Михаил Огер рассказал о еще одной социально значимой тендендии, которую он развивает своими проектами: привлечение хип-хоп персонажей к общественно значимым задачам.

– Например, мои друзья-граффитчики ездили со мной разрисовать огромную стену в детском доме. В рамках московского хип-хоп театра мы ставили сказку для детей «Калиф-аист» в рэп-стилистике. А еще мы с фристайлерами ездили в колонию для несовершеннолетних преступников. Я им точно так же рассказывал о хип-хопе, только попроще и покороче, а рэперы тут же импровизировали. Нам даже удалось сделать общий с ребятами-заключенными небольшой хип-хоп баттл. Было много улыбок и позитива. Это было очень показательно в том плане, что мы действительно можем работать с наитруднейшими подростками – им понятен наш язык, – подчеркнул Михаил Огер.

Система Orphus
Добавить комментарий
Ваше имя (ник)
Текст комментария *
Введите текст с картинки *
Инфографика недели