Сам Владимир Рачук попал в Конструкторское бюро химавтоматики почти полвека назад, в марте 1964 года. Вспоминает, что трудоустроиться сюда в те годы было практически невозможно: на то оно и секретное предприятие! Но у него, целеустремленного молодого человека, это получилось. «Я пошел работать к военным строителям, которые работали на территории предприятия, от них перешел на мехзавод и уже оттуда – в КБХА», – рассказывает Владимир Сергеевич. А было время, когда о том, чтобы попасть на предприятие ракетно-космической промышленности, и мысли не возникало. Время все расставило по местам: на заре космической эры, в начале 1960-х годов, полет первого спутника и знаменитый виток вокруг Земли Юрия Гагарина изменили сознание. «Наша страна первой ступила на космический Олимп, и вся молодежь мечтала быть в числе первопроходцев. Я тоже хотел быть к этому причастным, и все чаще задавал себе вопрос: «А может быть, небо – мое призвание?..» – делится впечатлениями главный конструктор.
«Вон он, вон летит!»
О том, что первый полет человека в космос состоялся 12 апреля 1961 года, Владимир Рачук узнал только день спустя – тогда он работал под Красноярском, где строил Назаровскую ГРЭС. Говорит, что в Сибири, далеко от больших городов, не было таких ликований, как в Москве, и, наверное, поэтому больше всего запомнился день, когда в космос запустили первый спутник. «Тогда в газете «Правда» публиковали, над каким городом и в какое время он пролетит, – рассказывает Владимир Сергеевич. – Помню, как все люди «высыпали» на улицы, пристально вглядывались в небо и, увидев мерцающую точку, перешептывались: «Вон он, вон летит!»
Кстати, то, что двигатель для гагаринского корабля был создан и собран на воронежском предприятии, Владимиру Рачуку стало известно через пару лет, когда он пришел на работу в КБХА.
Полет к Луне
История Конструкторского бюро химавтоматики начиналась в далеком 1941 году. «Был октябрь, немцы – уже почти под Москвой, и тогда руководство страны организует конструкторское бюро для того, чтобы модернизировать существующие авиационные двигатели, – вспоминает генеральный директор и генеральный конструктор ОАО «КБХА» Владимир Рачук. – Новое предприятие эвакуируют под Новосибирск, где всю войну в старом здании элеватора конструкторы – их было всего 29 человек – создают инжекторные устройства для авиамоторов. Самолеты с такими двигателями развивали большую скорость – значит, появлялось больше шансов победить противника».
Единственный в России ядерный ракетный двигатель, который в перспективе может применяться при межпланетных полетах – на Марс, например – тоже создан в КБХА |
Водородное «детище»
Даже после такого достижения воронежские конструкторы продолжали работать над самыми новыми и перспективными разработками, которые по своим замыслам в те времена граничили с фантастикой. Кислородно-водородный, ядерный ракетный и гиперзвуковой воздушно-реактивный двигатели – тоже «детища» воронежского КБХА и его главного конструктора Рачука. «Мы единственные сегодня в стране разрабатываем двигатели, использующие в качестве топлива кислород и водород. От идеи создания двигателя до запуска ракеты «Энергия» прошло 11 лет. Дело в том, что водород – очень холодная жидкость, «минус» 250 градусов, и соприкасаясь с ним, металл становился хрупким, – объясняет Владимир Сергеевич. – Но мы разобрались с этой проблемой и «Энергия» с 4 двигателями на борту была запущена в космос». Мощность одного из них сравнима разве только с электростанцией, это около 5 тысяч мегаватт. В это с трудом поверил даже Анатолий Чубайс, когда приезжал в КБХА. Но после того, как увидел формулу, был вынужден согласиться. Наглядный пример для простого обывателя: в обычной лампочке – 100 ватт, в воронежском двигателе – 5 миллиардов ватт, и можно подсчитать, сколько потребуется обычных лампочек, чтобы почувствовать мощность ракетного двигателя.
Ноу-хау от конструкторов
Еще одно ноу-хау от воронежских конструкторов – гиперзвуковой воздушно-реактивный двигатель. Его скорость, как показали испытания, в 6,6 раз выше, чем скорость звука! Также в КБХА создан единственный в России ядерный ракетный двигатель, который в перспективе может применяться при межпланетных полетах – на Марс, например. «Это уже не фантастика, но и не завтрашний день, – уверен главный конструктор КБХА. – Это случится позже, возможно, в 2030 году, как предрекают эксперты. Нужно усовершенствовать технику – а это серьезная работа с серьезными вложениями». И все это – ближайшие перспективы.
А чем сегодня живет некогда секретное предприятие? В нынешнем году, по словам генерального директора и генерального конструктора КБХА, на предприятии создают двигатель для ракеты-носителя «Ангара», в эксплуатацию уже сдан двигатель для модернизированной ракеты «Союз». Кстати, это первый и пока единственный ракетный двигатель, который был создан после развала СССР. «Он побывал в космосе уже несколько раз: в начале октября, например, вывел навигационный спутник ГЛОНАСС-М на орбиту, – рассказывает Владимир Сергеевич. – Следующий запуск с полигона Куру в Южной Америке состоится 20 октября 2011 года».
Рассуждать о том, какой станет ракетно-космическая промышленность через 10, 30, 50 лет, в КБХА не берутся, подчеркивая, что полвека – это все-таки очень далекая перспектива. При этом не без оснований уверены: предприятие обеспечено заказами вплоть до 2040 года. «Мы хотим разработать многоразовый двигатель – а это очень сложная задача, и рассматриваем такой вариант, при котором традиционное горючее можно заменить на сжиженный природный газ!», – резюмирует Владимир Рачук.
Два года назад – летом 2009 года – КБХА посетил глава госкорпорации «Роснанотех» Анатолий Чубайс. Он побывал на испытательном комплексе и, наблюдая за огневыми испытаниями жидкостного ракетного двигателя РД-0110, отметил: «КБХА – уникальное предприятие. Речь идет не о малом бизнесе, не о малых инновационных компаниях, а об абсолютно уникальном инженерном потенциале. Масштаб его таков, что можно замахнуться на крупные проекты, которые будут иметь огромное значение для космической отрасли страны, а в перспективе и мира».
На стене в кабинете генерального конструктора КБХА Владимира Рачука висит фотография: на ней запечатлен запуск ракеты с подлодки. Командир этого ракетного подводного крейсера стратегического назначения Сергей Рачук не сомневается в надежности грозного оружия. Эта уверенность не случайна: двигатели ракет созданы на воронежском предприятии, где генеральным директором и генеральным конструктором является его отец.