ЭКСПЕРТНОЕ МНЕНИЕ
Александр ГРУНЬ, командир Борисоглебской учебной авиабазы, полковник:
– Як-130 с полным правом можно назвать машиной пятого поколения. Превосходная аэродинамика и электронное оборудование позволяют смоделировать поведение разных типов воздушных судов: от истребителя до транспортного самолета. Не смотрите на то, что он маленького размера: Як-130 обладает огромными возможностями.
Единственная сложность, которая может возникнуть при обучении курсантов – преодоление психологического барьера при переходе с механических приборов информационно-управляющего поля на электронные. В кабине самолета установлены три монитора, которые позволяют летчику считывать необходимые сведения о состоянии всех систем и владеть обстановкой, в удобном для него режиме.
СПРАВКА «ГЧ»
Характеристики Як-130
Экипаж: 1 человек
Длинна: 11, 49 м
Размах крыла: 9, 84 м
Максимальная скорость: 1060 км/ч
Вооружение: пушки калибра 23 мм; управляемые ракеты класса «воздух-воздух» ближнего боя Р-73, Р-77; блоки Б8М-1 с неуправляемыми ракетами С-8, корректируемые и обычные бомбы
Ресурс самолета: 10 000 часов
Минобороны РФ и корпорация «Иркут» подписали контракт на поставку ВВС 55 самолетов Як-130 до 2015 года. Госпрограмма вооружений 2011-2020 предусматривает закупку 65 подобных судов. В прошлом году компания приступила к поставке этих машин на экспорт, емкость рынка в среднесрочной перспективе оценивается в 250 единиц.
На фонаре кабины Як-130 лента взрывчатки – в критической ситуации, при аварии стекло не отстреливается, как прежде, а разлетается на куски. Это экономит время при катапультировании. «Лицо, конечно, может поцарапать, – предполагают летчики. – Но это мелочи, когда на кону ваша жизнь».