– Сергей, с какими сложностями вы столкнулись при постановке «Маленького принца»?
– Это мое любимое произведение. И, думаю, оно очень взрослое. Несмотря на то, что дети всегда воспринимают «Маленького принца» весело, задорно, отзываясь на каждое слово бессмертного творения Экзюпери. Это такое ощущение нас, когда мы были маленькими. Недаром я придумал историю со своим портретом в 6-летнем возрасте (его артист демонстрирует в самом начале спектакля). «Маленький принц» – это все мы в предлагаемых обстоятельствах. Наш двор, взрослые-великаны, домашний питомец, наш маленький мир, наша маленькая планета... Я думаю, что вот это ощущение наивности и чистоты нужно сохранять. Это романтика, позволяющая при огромном количестве проблем и обязательств, оставаться абсолютно искренним. Мне кажется, Экзюпери писал именно об этом. Об ощущении вот этого ребенка внутри себя. Понятно, что мы вырастаем, и все меняется. Но берегите своего Маленького принца! Чаще смотрите на небо, на звезды, слушайте детский смех…
– В какие игры вы любили играть в детстве?
– В спектакле я специально придумал песочницу, с помощью которой создаю анимационный фильм на экране. Мне кажется, для детей важно, когда взрослый начинает играть вместе с ними. Будучи маленьким, я возился в песочнице, любил солдатиков, машинки. Мы играли в индейцев и ковбоев. У современных ребят, по-моему, есть все, что только возможно. Все можно купить. А в моем детстве достать хорошие игрушки было сложно. Однажды я выменял машинку на магнитик, а папа впоследствии меня отругал. Но мне было интересно, что это за черная штучка, к которой все притягивается.
– Вы согласны с мнением, что, если детям читать больше сказок, они будут умнее?
– Конечно! И начинать читать нужно еще до того как ребенок родился. Когда он находится в животе мамы. Читать необходимо вслух – малыш все слышит. Ставить хорошую музыку. В «Маленьком принце», к примеру, звучит французская классика и в сочетании с ней произведение становится совершенно волшебным, космическим. Важно, приобщать детей к мировому наследию. Думаю, для них это колоссальное событие. Со временем они станут узнавать произведения Сен-Санса, Равеля, Дебюсси. Будут ходить в филармонию, слушать симфонический оркестр и испытывать те же эмоции, что и на «Маленьком принце». Осознают, что музыка для того и создана, чтобы мы смогли что-то понять о самих себе.
– Маленький принц говорит, что зорко одно лишь сердце, самого главного глазами не увидишь…
– В данном случае сердце – это та самая интуиция, данная нам Богом. И ее обязательно надо слушать. В этом-то все и дело. В нашей жизни много слов, все говорят, высказывают свои мысли, но редко от сердца. Нужно слушать себя и вы обязательно найдете верное решение.
– В Московском губернском театре, который вы возглавляете, достаточно широкий репертуар детских спектаклей. Вы уделяете особое внимание данному направлению?
– Общество почему-то привыкло, что подобные постановки «слеплены на коленочке». Взрослые оставляют детей в зале, а сами отправляются в буфет. У нас же мальчишки, девчонки и их родители смотрят спектакли не отрываясь. Интересно абсолютно всем. И это правильно, делать постановки для детей, которые могли бы привлечь внимание взрослых, поразить их. Со смыслом, с ответственностью, с размахом. В этом и заключается волшебство.