Писатель и философ
Тот факт, что Андрей Платонов всю жизнь интересовался работами Николая Федорова, сегодня является полностью доказанным. Однако писатель не «перекладывал» идеи Федорова в свои тексты, а выработал свою художественно-философскую концепцию, которая также основывается на пролеткульте и христианстве. Как и Федоров, Платонов видит смерть как зло, которое необходимо преодолеть. Так же, как и известный космист, он смотрит на вопросы науки и техники. Кроме того, в творениях Платонова появляется тема памяти, могилы и вечного сиротства, что также созвучно идеям Федорова.
Будучи в сущности философом, Андрей Платонов не писал манифестов или критических обзоров о том, как стоит понимать его тексты. В этом плане он близок к Федору Достоевскому, который также не оставил трудов как мыслитель.
В своих произведениях Платонов косвенно рассматривает различные философские системы, однако ничего не принимает безусловно, а проверяет теории нравственным принципом, при этом многое такую проверку не выдерживает.
Эволюция платоновского космизма
В литературе Платонова присутствует ряд образов, который переходит из произведения в произведение. Это овраг, озеро или впадина, которые читатель найдет в «Котловане», «Чевенгуре», «Джан» и других творениях писателя. Шире этот образ можно воспринимать как идею могилы или утробы. Читая Платонова, важно понимать, что не все идеи, которые озвучивают его герои, близки самому автору, необходимо четко различать, кому принадлежит та или иная мысль.
Интересна эволюция философии Платонова. Если в ранней публицистике он выступает скорее как позитивист, мечтает справиться с неблагополучием людей, прославляет науку и технику, то после 1921 года, когда разразилась засуха, а за ней последовал голод, Платонов начинает сомневаться в своих же ответах, с производственной проблематики переключается на нравственную, при этом в его произведениях все отчетливей звучит тема смерти человека и всего мира.