Ралли на пассажирском автобусе
Опрос В Госдуме планируют рассмотреть законопроект, обязывающий медицинские учреждения пропускать родственников в реанимацию. Как вы относитесь к этой инициативе?

Ралли на пассажирском автобусе

13 сентября 2018 / просмотров – 3010
Реальная история

Майские праздники пришлось встречать на больничной койке. Ну как такое с ней могло произойти? В голову лезли мысли об оставленном на столе тесте. Надеялась, что когда вернется домой, опара дозреет, и можно будет печь пироги. А еще хотела помочь дочери накрыть стол. В этот день они всегда собирались всей семьей, а в этот раз она так подвела…

Опасный пассажирский транспорт
От недавно перенесенного наркоза слегка кружилась голова. Медсестра принесла гостинцы от детей, установила капельницу и, ободряюще улыбнувшись, удалилась по своим делам. Оставшись наедине с собой, Надежда Степановна* опять предалась тяжким раздумьям. Переломы ноги и двух ребер – серьезный диагноз. А в ее возрасте – часто фатальный. Вдруг она уже не сможет ходить? Одна мысль о том, что можно стать обузой для родных, была невыносимой. За что ей такое наказание? Горячие слезы ручьем полились на плоскую больничную подушку.
О случившемся на следующий день она рассказала пришедшим ее навестить дочери и зятю. Утро начиналось как обычно. Просто в ближайшем магазине не было ее любимого чая и она решила прокатиться на автобусе до супермаркета. Подъезжая к своей остановке, встала с сиденья пораньше, чтобы никого не задерживать на выходе. И тут водитель резко затормозил. Что было дальше, помнит плохо, урывками. Она упала на металлический остов сиденья рядом с кабиной водителя. Ее подняли на руки пассажиры, вынесли на улицу. Потом была машина скорой помощи и больница. А еще боль и ужас. Но она даже не стонала, видимо, находилась в шоковом состоянии.
Лечение длилось долго, сначала в больнице, потом на дому, плюс к этому еще долгий реабилитационный период. Что говорить, на девятом десятке жизни такие травмы просто так не проходят.
Дочь с внучкой старались изо всех сил, чтобы поднять маму на ноги. Но заботы и душевного тепла мало. Особое питание, лекарства, массаж и лечебная гимнастика требовали немалых затрат. Однажды, логично рассудив, что пассажирский транспорт не должен представлять опасность для других участников движения, тем более пассажиров, дочь пенсионерки обратилась за консультацией в общественную приемную «Единой России» депутата Госдумы от Воронежской области Сергея Чижова.
Там юрисконсульты сразу посоветовали ей пойти в страховую компанию с пакетом соответствующих документов для выплаты страхового возмещения.
Все пассажиры застрахованы
В силу пункта 1.5 ПДД РФ, участники дорожного движения, включая маршрутный городской транспорт, должны действовать таким образом, чтобы не создавать опасности и не причинять вреда иным участникам дорожного движения и пассажирам.
В соответствии с Федеральным законом от 14 июня 2012 года № 67-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности перевозчика за причинение вреда жизни, здоровью, имуществу пассажиров и о порядке возмещения такого вреда, причиненного при перевозках пассажиров метрополитеном», перевозчик, независимо от вида транспорта, обязан страховать свою гражданскую ответственность за причинение вреда жизни, здоровью, имуществу пассажиров.
Запрещается осуществление перевозок пассажиров перевозчиком, гражданская ответственность которого не застрахована.
После обращения пострадавшей пенсионерки в страховую компанию, на основании пункта 59-Д «Правил расчета страхового возмещения при причинении вреда здоровью потерпевшего»**, организация, застраховавшая ответственность перевозчика, определила размер страховой выплаты в 140 000 рублей, которые и перечислила на ее лицевой счет в банке.
Учитесь держаться за поручни
Кроме этого, дочь от имени Надежды Степановны обратилась к руководству транспортного предприятия, в котором работает водитель, допустивший резкое торможение автобуса при перевозке пассажиров, с требованием возместить расходы на лечение пенсионерки, а также компенсацию морального ущерба.
Тут стоит сказать, очень хорошо, что она сама общалась с представителями перевозчика, а не отправила к ним маму. Пожилой женщине после циничного ответа транспортников пришлось бы опять восстанавливать здоровье. Если свести все доводы виновной стороны в одно предложение, получится следующее: Надежда Степановна сама виновата, надо было лучше держаться за поручни. То есть если не прошел спецподготовку, не умеешь выживать в экстремальных условиях – не заходи в пассажирский автобус. Водитель не дрова перевозит, а людей, которые должны понимать, где находятся. Это значит – крепко держаться за поручни и не мешать шоферу своими падениями. «Все это было бы смешно, когда бы не было так грустно...» К сожалению, это далеко не первый случай травматизма в пассажирском транспорте, и оправдания транспортников разнообразием не отличаются.
Мало того, перевозчик посчитал, что полученная от страховой компании сумма в размере 140 000 рублей в полном объеме компенсирует затраты на лечение и в достаточной степени возмещает женщине моральный вред.
К счастью, в общественной приемной депутата Чижова думают иначе. Здесь помогли пострадавшей пенсионерке составить исковое заявление в районный суд к перевозчику о взыскании материального ущерба и компенсации морального вреда.
На основании пунктов 1, 2 статьи 1064 Гражданского кодекса РФ, вред, причиненный личности или имуществу гражданина, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.
В соответствии с пунктом 1 статьи 1079 Гражданского кодекса РФ, юридические лица и граждане, деятельность которых связана с повышенной опасностью для окружающих (использование транспортных средств, механизмов) обязаны возместить вред, причиненный источником повышенной опасности, если не докажут, что вред возник вследствие непреодолимой силы или умысла потерпевшего.
Отказ не допускается
На основании абзаца второго пункта 2 статьи 1083 Гражданского кодекса РФ, при причинении вреда жизни или здоровью гражданина отказ в возмещении вреда не допускается. Следовательно, законом предусмотрено возложение на причинителя вреда ответственности при причинении вреда жизни или здоровью гражданина, морального вреда и при отсутствии вины пострадавшего, что является специальным условием ответственности.
Согласно пункту 1 статьи 1068 Гражданского кодекса РФ, юридическое лицо либо гражданин возмещает вред, причиненный его работником при исполнении трудовых (служебных, должностных) обязанностей.
Тот факт, что в возбуждении уголовного дела в отношении водителя автобуса отказано не является условием, которое освобождает организацию перевозчика от возмещения вреда, вытекающего из договора перевозки.
В равной степени не может служить основанием для отказа в выплате и получение страхового возмещения, поскольку законодателем страхование ответственности перевозчика предусмотрено специальным законом и на нормы гражданского права о возмещении убытков потерпевшей стороне не распространяется.
Транспортное предприятие оказывало Надежде Степановне услугу по перевозке транспортом общего пользования, эта услуга в силу Федерального закона России «О защите прав потребителей» должна быть безопасна для жизни, здоровья и имущества потребителей.
Расплата за лихачество
Согласно статье 151 Гражданского кодекса РФ, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.
В соответствии с положениями статей 1099, 1100 Гражданского кодекса РФ, компенсация морального вреда осуществляется независимо от подлежащего возмещению имущественного вреда и независимо от вины водителя в случае, если вред причинен жизни или здоровью гражданина источником повышенной опасности.
Решением районного суда в пользу пострадавшей пенсионерки взыскано 150 000 рублей. После предъявления исполнительного листа транспортное предприятие выплатило ей указанную сумму. А мы можем надеяться, что эта история послужит поучительным примером для водителей, которые выбрали профессию, связанную с перевозкой самого ценного груза – людей.

* Имена героев по этическим причинам изменены.

** Утверждены постановлением Правительства Российской Федерации № 1164 от 15 ноября 2012 года.

Жанна Бакаева
239-09-68
36glch@gmail.com
Система Orphus
Добавить комментарий
Ваше имя (ник)
Текст комментария *
Введите текст с картинки *
Инфографика недели