Фокусы-покусы с бонусом-малусом
Опрос В Госдуме планируют рассмотреть законопроект, обязывающий медицинские учреждения пропускать родственников в реанимацию. Как вы относитесь к этой инициативе?

Фокусы-покусы с бонусом-малусом

11 марта 2020 / просмотров – 3003
Реальная история

Раз в год у каждого автомобилиста наступает день, когда заканчивается действие полиса ОСАГО. Тут важно заранее оформить обязательное страхование автогражданской ответственности и ездить себе спокойно, не пугаясь проверок на дороге. Однако у многих день Х наступает внезапно, практически неожиданно. Вроде совсем недавно оформил страховку, оглянуться нее успел, и вот опять сроки поджимают.

Льгота по напоминанию
В такой ситуации, как правило, оказывался, Александр Волоконин. Вот и на этот раз он помчался оформлять ОСАГО буквально за день до окончания действия прежней страховки. Единственное правило, которому он никогда не изменял, это покупка ОСАГО только в крупных, надежных, давно и хорошо зарекомендовавших себя страховых компаниях.
Утром во вторник желающих застраховать свою автогражданскую ответственность было не много. В небольшом коридоре собралось несколько мужчин среднего возраста. Вышедшая из кабинета эффектная блондинка, укладывая в сумочку приобретенный полис, улыбнулась присутствующим: «Мальчики, не забывайте про бонус-малус напоминать. А то страховщики у нас забывчивые».
Тут Александр и сам вспомнил, что он как добросовестный водитель тоже имеет право на скидку при оплате страховки. Он первым делом уточнил это у сотрудницы компании, когда подошла его очередь. Девушка подтвердила, что коэффициент бонус-малус (КБМ) влияет на стоимость полиса: повышающий или понижающий в зависимости от аварийности в предыдущие периоды. Максимальная скидка может достигать до 50 % от стоимости ОСАГО. С учетом долгой безаварийной езды, Волоконину тоже полагается существенная скидка. Она полагалась ему и в прошлом году, однако с него взяли плату в полном объеме. Неужели потому, что он сам вовремя не напомнил об этом? Но сотрудница страховой компании в ответ только пожала плечами.

Стимул для водителя
Тогда Волоконин решил обратиться с этим вопросом в общественную приемную «Единой России» депутата Государственной Думы от Воронежской области Сергея Чижова. Юрисконсульты приемной парламентария подтвердили, что Александр абсолютно прав, поскольку имеет в своем водительском стаже продолжительный период безаварийной езды, что согласно закону об ОСАГО гарантирует ему предоставление скидки при расчете страховой премии. Страховой компанией не был учтен правильный коэффициент бонус-малус, что привело к увеличению оплаты.
Юристы начали с того, что подготовили обращение в Центральный банк РФ и претензию в страховую компанию для исправления коэффициента бонус-малус по полису ОСАГО за прошедший год. Однако страховщики отказались возвращать излишне уплаченную страховую премию.
Тогда юрисконсульты подготовили исковое заявление в районный суд к страховой компании о перерасчете страховой премии, взыскании штрафа и компенсации морального вреда. В результате суд решил обязать компанию возвратить часть страховой премии, оплаченной по договору ОСАГО, заключенному с А.И. Волокониным, исходя из измененного класса аварийности 13 и коэффициента КБМ 0,5. А также взыскать в его пользу 500 рублей штраф за не соблюдение в добровольном порядке требований потребителя, 500 рублей компенсацию морального вреда, а всего 1000 рублей.
После этого страховка ОСАГО для Александра оказалась существенно дешевле. Так что у него есть стимул и в дальнейшим ездить аккуратно, строго придерживаясь Правил дорожного движения.

Справка «ГЧ»

ОСАГО - это обязательное страхование автогражданской ответственности.
Коэффициент бонус-малус (КБМ) - коэффициент страховых тарифов в зависимости от наличия или отсутствия страхового возмещения, осуществленного страховщиками в предшествующий период, с 1 апреля предыдущего года до 31 марта включительно следующего за ним года при осуществлении обязательного страхования гражданской ответственности владельца транспортного средства.
При заключении договора ОСАГО страховая компания обязана использовать сведения о предыдущих периодах страхования, содержащиеся в автоматизированной информационной системе Российского союза автостраховщиков (АИС РСА).
На стоимость договора ОСАГО может влиять КБМ (коэффициент бонус-малус). Он определяется для каждого водителя транспортного средства индивидуально в зависимости от наличия или отсутствия страхового возмещения, осуществленного страховщиками в предшествующий период. С 1 апреля 2019 года КБМ рассчитывается один раз в год - 1 апреля и применяется в течение всего периода (с 1 апреля по 31 марта) для заключения любого договора. Значение КБМ сохраняется вне зависимости от смены страховой компании.
В соответствии со статьей 927 Гражданского кодекса РФ, страхование осуществляется на основании договоров имущественного или личного страхования, заключаемых гражданином или юридическим лицом (страхователем) со страховой организацией (страховщиком).
Частью 1 статьи 4 Федерального закона РФ от 25 апреля 2002 года № 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» предусмотрено, что автовладельцы обязаны страховать риск своей гражданской ответственности, которая может наступить вследствие причинения вреда жизни, здоровью или имуществу других лиц при использовании транспортных средств.
В соответствии с пунктом «б» части 2 статьи 9 вышеуказанного закона, коэффициенты, входящие в состав страховых тарифов, из которых рассчитываются страховые премии по договорам обязательного страхования, устанавливаются в том числе в зависимости от наличия или отсутствия страховых выплат, произведенных страховщиками в предшествующие периоды при осуществлении обязательного страхования гражданской ответственности владельцев данного транспортного средства. А в случае обязательного страхования при ограниченном использовании транспортного средства, предусматривающем управление транспортным средством только указанными страхователем водителями, наличия или отсутствия страховых выплат, произведенных страховщиками в предшествующие периоды при осуществлении обязательного страхования гражданской ответственности каждого из этих водителей.
На основании статьи 15 вышеуказанного закона, обязательное страхование осуществляется владельцами транспортных средств путем заключения со страховщиками договоров, в которых указываются транспортные средства, гражданская ответственность владельцев которых застрахована. При заключении договора обязательного страхования страховщик вручает страхователю полис, являющийся документом, удостоверяющим осуществление обязательного страхования. А также вносит сведения, указанные в заявлении о заключении договора обязательного страхования или представленные при заключении этого договора, в автоматизированную информационную систему обязательного страхования, созданную в соответствии со статьей 30 настоящего Федерального закона. Бланк страхового полиса обязательного страхования является документом строгой отчетности. Сведения о страховании предоставляются владельцем транспортного средства страховщику при осуществлении обязательного страхования в последующие периоды и учитываются страховщиком при расчете страховой премии по договору обязательного страхования.
В соответствии с частью 2 статьи 9 закона об обязательном страховании коэффициенты, входящие в состав страховых тарифов, из которых рассчитываются страховые премии по договорам обязательного страхования, устанавливаются, в том числе, в зависимости от наличия или отсутствия страховых выплат, произведенных страховщиками в предыдущие периоды при осуществлении обязательного страхования гражданской ответственности владельцев данного транспортного средства. А в случае обязательного страхования при ограниченном использовании транспортного средства, предусматривающем управление транспортным средством, только указанными страхователем водителями, наличия или отсутствия страховых выплат, произведенных страховщиками в предшествующие периоды при осуществлении обязательного страхования гражданской ответственности каждого из этих водителей.
Расчет коэффициента страховых тарифов в зависимости от наличия или отсутствия страховых выплат при наступлении страховых случаев, произошедших в период действия предыдущих договоров, осуществляется в соответствии с частью 3 «Страховых тарифов по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств, их структуры и порядка применения страховщиками при определении страховой премии». Которые утверждены Постановлением Правительства РФ от 8 декабря 2005 года № 739. При этом если по окончании годового страхования не наступило страховых случаев, то на начало следующего годового срока страхования класс водителя повышается на 1 единицу.
В соответствии с пунктом 1 статьи 39 Закона о защите прав потребителей гражданин при обнаружении недостатков выполненной работы (оказанной услуги) вправе по своему выбору потребовать:
- безвозмездного устранения недостатков выполненной работы (оказанной услуги);
- соответствующего уменьшения цены выполненной работы (оказанной услуги);
- безвозмездного изготовления другой вещи из однородного материала такого же качества или повторного выполнения работы. При этом потребитель обязан возвратить ранее переданную ему исполнителем вещь;
- возмещения понесенных им расходов по устранению недостатков выполненной работы (оказанной услуги) своими силами или третьими лицами.
Удовлетворение требований потребителя о безвозмездном устранении недостатков, об изготовлении другой вещи или о повторном выполнении работы (оказании услуги) не освобождает исполнителя от ответственности в форме неустойки за нарушение срока окончания выполнения работы (оказания услуги).
В силу части 1 статьи 151 Гражданского кодекса РФ если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.
Согласно статье 15 Закона «О защите прав потребителей» моральный вред, причиненный потребителю вследствие нарушения его прав изготовителем (исполнителем, продавцом, уполномоченной организацией или уполномоченным индивидуальным предпринимателем, импортером), подлежит компенсации причинителем вреда при наличии его вины. Размер компенсации морального вреда определяется судом и не зависит от размера возмещения имущественного вреда. Компенсация морального вреда осуществляется независимо от возмещения имущественного вреда и понесенных потребителем убытков (пункт 2 статьи 15 Закона «О Защите прав потребителей»).
В силу разъяснений Пленума Верховного Суда, в пункте 45 Постановления «О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей», следует, что при решении судом вопроса о компенсации причиненного потребителю морального вреда достаточным условием для удовлетворения иска является установленный факт нарушения прав потребителя.
В соответствии с пунктом 6 статьи 13 закона о защите прав потребителей при удовлетворении судом требований гражданина, суд взыскивает с исполнителя за несоблюдение в добровольном порядке удовлетворения требований потребителя штраф в размере 50 % от суммы, присужденной судом в пользу гражданина.

Жанна Бакаева
239-09-68
36glch@gmail.com
Система Orphus
Добавить комментарий
Ваше имя (ник)
Текст комментария *
Введите текст с картинки *
Инфографика недели