«Когда сообщили о капитуляции, поднялся сильный грохот...». Из воспоминаний фронтовика Сергея Некраша
Опрос В Госдуме планируют рассмотреть законопроект, обязывающий медицинские учреждения пропускать родственников в реанимацию. Как вы относитесь к этой инициативе?

«Когда сообщили о капитуляции, поднялся сильный грохот...». Из воспоминаний фронтовика Сергея Некраша

20 сентября 2016 / просмотров – 3113
Истфакт

«Если бы ты, мамочка, сейчас меня увидела, ты бы заметила совершенно другого человека, чем был дома в Воронеже. Во-первых, изменился ход мыслей. Во-вторых – внешний вид. В-третьих, я думаю, как отомстить фрицам за свою рану, за смерть дяди Коли и за твои мучения. Но первая мысль, которая стоит выше интересов личных, – уничтожить всех, кто разрушил нашу страну, кто причинил много страданий народу. Такие мысли у нас, курсантов, у всех. Смерть за смерть. Кровь за кровь…» Это выдержка из письма собеседника «ГЧ» фронтовика Сергея Некраша, написанного им в 1943 году. К тому времени Сергей Валерьевич уже многое испытал…

Он участвовал в тяжелых оборонительных боях за Воронеж, столкнулся с гибелью близких людей, получил тяжелое ранение.* Между тем до Победы еще было далеко. После излечения в госпитале Некраш был направлен на курсы младших лейтенантов 69-й армии Степного фронта, образованного на курском направлении. Еще в период обучения курсантское подразделение использовали для усиления обороны на «Огненной дуге», а затем молодой офицер получил назначение в стрелковый полк, которому было приказано выдвигаться в район реки Днепр, где разворачивалась масштабная операция.
Атака на минном поле
Марш-бросок пришелся на глубокую осень. Дожди превратили грунтовые дороги в непролазную грязь. Тем не менее, бойцы преодолели путь в 300 километров за 6 суток, хотя идти пришлось под проливным дождем. Потом была переправа через реку под обстрелами, после которой взводу под командованием Некраша был выделен участок для обороны. «Мы окопались в небольшой лощине, для «усиления» нам передали «сорокапятку»** и два противотанковых ружья», – рассказывает Сергей Валерьевич. Но находилось подразделение там недолго – вскоре последовал приказ о наступлении.
«Перед нами раскинулось ровное поле. Видимо, наши успели его засеять, потому что взошли озимые. И вот мы двинулись цепью по этим всходам», – вспоминает Некраш. Его подразделению и еще двум взводам нужно было взять холмы, на которых укрепились гитлеровцы. Те долго не стреляли – подпускали поближе. Позже выяснилось, что рядом с вражеским опорным пунктом «поработали» немецкие минеры. Красноармейцы каким-то чудом прошли значительный отрезок благополучно, но потом появились первые потери. Когда оставалось преодолеть метров сто пятьдесят, начали рваться мины, а фашисты открыли сильный пулеметный огонь… И все-таки, несмотря на упорное сопротивление противника, задача была выполнена. Красноармейцам удалось переломить ситуацию и закрепиться на высотах до подхода наших танков.
«Пистолет, направленный в сердце Германии»
Во время того штурма младший лейтенант Некраш получил серьезное ранение в ногу, а потом добавилась другая беда – сыпной тиф. В строй Сергей Валерьевич вернулся в 1944 году. Стрелковый полк, в который он был направлен, воевал в составе 1-го Белорусского фронта.
Особенно ему врезалось в память сражение за Наревский плацдарм в Польше, который советские войска захватили в сентябре и удерживали, несмотря на яростные контратаки немцев. Стратегическое значение этой позиции было очень велико. Владение ей давало широкие возможности для развития наступления на северо-запад. Недаром гитлеровцы называли ее «пистолетом, направленным в сердце Германии» и прилагали огромные усилия, чтобы перехватить инициативу на данном направлении.
Изнурительные бои велись в лесных массивах. «То мы выгоняли немцев, то они «давали нам прикурить», – рассказывает Некраш. – Одну высоту удалось взять только после четвертой атаки, а утром фашисты выбили нас своими танками…»
Но в итоге советские войска смогли надежно закрепиться на плацдарме, а затем соединение, в составе которого воевал наш собеседник, получило новый приказ – совершить обходной маневр и встретить отступающих фашистов, чтобы не дать им занять заранее подготовленные оборонительные позиции на реке Одер.
В отряде преследования
Операцию осуществляли несколько отрядов преследования. Стрелковый взвод под командованием Некраша действовал в составе одного из них. Бойцы взяли сходу город Липно – их внезапное появление вызвало у фрицев настоящую панику. Затем воодушевленные успехом красноармейцы ворвались в Осовец, но здесь находился крупный вражеский опорный пункт и фашисты ответили на атаку мощным огнем. В ожесточенном бою 21 января 1945 года Сергей Валерьевич получил третье ранение.
Его отправили в Липно, где развернулся полевой госпиталь. Красноармейцев, находящихся на лечении, часто навещали местные жители. По словам Некраша, поляки относились к бойцам очень сердечно – благодарили за освобождение, приносили угощение…
«Товарищи, Победа!»
Позже раненых перевезли в город Торунь – в тот самый, где родился знаменитый ученый Коперник. Здесь Сергей Валерьевич встретил счастливое известие о капитуляции фашистов. «Мы узнали об этом еще поздним вечером 8 мая, – рассказывает Некраш. – Тогда поднялся сильный грохот. Мы сначала подумали, что прилетел бомбить немецкий самолет, но потом оказалось, что это наши стреляли в воздух на радостях. В госпиталь примчался замполит и сообщил: «Товарищи, Победа!» Что тут началось – все кинулись обниматься…» Позже о падении рейха было объявлено официально. Но на этом служба нашего собеседника не закончилась. После выписки в конце мая 1945-го он был направлен в полк резерва офицерского состава. Затем его зачислили в группу, которая инспектировала предприятия в городе Глогау.***
«Тут я наблюдал, как отправляли на Родину первую группу наших демобилизованных солдат, – говорит Некраш. – В основном, это были пожилые бойцы. Их всех приодели, ведь негоже ехать домой в рваном обмундировании. Кроме того, комендант вручил каждому по чемодану с трофейными вещами. Нам тоже разрешили выбрать на складе кое-что из немецкого имущества. Я взял моток тюля для мамы и три литра спирта для товарищей по полку. Вот и все мои трофеи…»
«Мы готовили медиков на случай военного конфликта»
Сам Некраш демобилизовался только весной 1946-го. По возращении в Воронеж он устроился военруком в ремесленное училище. Затем трудился в Обществе содействия обороне, авиационному и химическому строительству, в управлении продовольственных резервов, а в 1952-м был вновь призван в армию и до середины 1970-х служил в военкоматах.
Большой вклад Сергей Валерьевич внес в развитие Гражданской обороны. В этой системе он работал многие годы после выхода в запас. «В разгар холодной войны данному вопросу уделялось особое внимание. Мы готовили на общественных началах медиков на случай военного конфликта, проводили учения с развертыванием полевых пунктов. Кроме того, в нашем ведении находилось бомбоубежище со всем необходимым оборудованием. Мы следили, чтобы объект был в полном порядке».
Фронтовик и сейчас, уже, будучи в почтенном возрасте, остается в строю. Сергей Валерьевич активно участвует в патриотическом воспитании молодежи.

*Подробнее об этом – в материале Сергей Некраш: «На войне быстро взрослеешь…».
**45-милимитровая противотанковая пушка.
***Военнослужащие осматривали заводы и склады, описывали их и передавали полякам.

Отпуск в освобожденном Воронеже
После второго ранения Сергея Некраша отпустили в родные места на побывку. Город тогда уже освободили, но повсюду были руины. «Дом наш сгорел, – рассказывает Некраш. – Я узнал, что мама поселилась на левом берегу и отправился туда, но по пути меня остановил патруль. На дворе был май, а я был шапке, в видавшей виды шинели, на погоне оторвалась звездочка, – словом, не по форме. Мне приказали следовать в комендатуру, там распорядились пришить звездочку, почистить сапоги, выдали пилотку и только после этого сказали: «Вот теперь можете идти домой». Вскоре бойца уже обнимала счастливая мама.

Импровизированный фестиваль
После войны батальон, в котором служил Некраш, некоторое время находился в польском городе Сопот. «Все знают, что он славится своими фестивалями, но первый «фестиваль» там устроили советские бойцы, – говорит Сергей Валерьевич. – Все мы были счастливы после Победы и по улицам ходили с песнями».

На фото: Сергей Некраш. В своем почтенном возрасте ветеран продолжает участвовать в общественной жизни, особое внимание уделяя патриотическому воспитанию молодежи. В этом году его заслуги получили особое признание – он стал Почетным гражданином Воронежа.

Елена Черных
239-09-68
alenagalch@gmail.com
Александр Томилин
Система Orphus
Добавить комментарий
Ваше имя (ник)
Текст комментария *
Введите текст с картинки *
Инфографика недели