Бой бабочки, или Мечта Комиссаржевской
Опрос В Госдуме планируют рассмотреть законопроект, обязывающий медицинские учреждения пропускать родственников в реанимацию. Как вы относитесь к этой инициативе?

Бой бабочки, или Мечта Комиссаржевской

26 марта 2013 / просмотров – 4599
Истфакт
110 лет назад, в марте выдающаяся актриса побывала в Воронеже. Вера Федоровна посетила наш город в рамках масштабного турне по России. Звезда русской сцены возлагала на эти гастроли большие надежды – она задумала создать свой театр…

Надломленная скрипка Страдивари

Современники называли Комиссаржевскую особым явлением на поприще Мельпомены. Она могла превратить любую роль в проникновенную исповедь. Героини в ее исполнении просто пленяли зрителей искренностью и человечностью. Публика, по словам Луначарского, была в нее «глубоко, серьезно и трогательно влюблена».

Будущая актриса родилась в 1864 году в Петербурге, в семье известного оперного артиста. У юной Веры тоже обнаружились прекрасные вокальные данные, но хроническая болезнь горла стала препятствием для музыкальной карьеры. Однако певческий дар оказал свое влияние на ее творческий стиль. Позже, когда Комиссаржевская уже начала выступать в театре, она трепетно относилась к интонационной проработке ролей. Критики сравнивали ее голос со скрипкой Страдивари.

Между тем, на профессиональную сцену Вера Федоровна пришла достаточно поздно, в 29 лет. Прежде она была погружена в семейную жизнь с обожаемым супругом графом Муравьевым. Однако брак обернулся глубокой личной драмой – избранник изменил ей с ее родной сестрой. Потрясение от предательства было таким сильным, что Комиссаржевская даже попала в клинику с диагнозом «острое душевное расстройство». Тем не менее, она смогла справиться с этой раной, и как истинно талантливый человек нашла спасение в творческом созидании. Вера Федоровна стала актрисой и открыла в профессии новые грани.

Первые овации

Сначала Комиссаржевская участвовала в любительских спектаклях. В 1893 году она получила первую роль в Новочеркасском театре. Ее туда пригласили по протекции отца, но новая актриса сразу же полюбилась зрителям.

Вера Федоровна с успехом играла в водевилях и комедиях, однако настоящую славу ей принес спектакль «Бой бабочек» по пьесе Зудермана, поставленный в городе Вильно. В нем она выступила в образе юной художницы Рози, мечты которой соприкасаются с жестокой реальностью. Актрисе, изображающей девочку-подростка, было уже около 30 лет, тем не менее публика не чувствовала никакого диссонанса. Блистательный дар перевоплощения в сочетании с хрупкой, нежной внешностью артистки производил неизгладимое впечатление. Этот образ трогательной, ранимой Рози стал одной из лучших ролей Комиссаржевской. «Бой бабочек» входил в репертуар Веры Федоровны на протяжении всей ее жизни. С ним же она в последний раз вышла на сцену незадолго до своей смерти в 1910 году.

В поисках нового смысла

После нескольких лет работы в провинциальных театрах актрису пригласили в Александринку. Здесь Комиссаржевская покорила столичную публику своей игрой в «Бесприданнице». В ее трактовке хорошо знакомый зрителям образ Ларисы обрел новый, более глубокий смысл. Она показала внутренний конфликт личности, метущуюся душу. Большим успехом пользовалась и ее Маргарита в постановке по «Фаусту».

В этом же театре актриса познакомилась с Чеховым. Он считал ее лучшей исполнительницей роли Нины Заречной. Антон Павлович говорил: «Никто так верно, так правдиво не понимал меня, как Вера Федоровна». Но образов, подобных тому, что Комиссаржевской довелось воплотить в пьесе «Чайка», в ее «распоряжении» было немного. Чаще приходилось играть в постановках, обеспечивавших хорошие сборы, но не интересных актрисе. В 1902 году она решила создать свой театр, где никто бы не ограничивал ее стремление к творческим экспериментам. Чтобы собрать средства на этот проект, она отправилась в большой гастрольный тур.

На воронежской сцене

В Воронеже Комиссаржевская играла с 16 (29) по 21 марта (3 апреля) 1903 года. С ее участием в Зимнем Городском театре состоялось шесть спектаклей: «Волшебная сказка» Игнатия Потапенко, «Родина» и «Бой бабочек» Германа Зудермана, «Дикарка» и «Бесприданница» Александра Островского, «Вопрос» Алексея Суворина. В Никитинской библиотеке хранятся дореволюционные издания, в которых можно прочитать рецензии на выступления актрисы.

Вот, что писали в газете «Воронежский телеграф» о Вере Федоровне в постановке «Волшебная сказка»: «В игре артистки есть что-то особенное, что-то невыразимо симпатичное, трогательное. С первого же выхода ее нежная фигурка, нервное тонкое лицо с грустными глазами приковывает внимание зрителя. Это не только внимание к недюжинной артистке, а как будто к кому-то близкому, родному. Постепенное нарастание драмы (…) ведется тонко, нервно. За каждым жестом, за каждой интонацией думается, что должно было быть именно так, а не иначе…». Здесь же рецензент замечает: «Цены на места очень высокие, но театр был полон».

А это выдержка из заметки про «Дикарку»: «Кто видел предыдущий спектакль, того поражала перемена всего облика артистки. Где строгий овал бледного лица, грустные глаза, нервная грация тела? Лицо весело улыбается, манеры развязные с дикой грацией – то губами пожмет, то плечом вздернет. Публике все время было весело. Так и хотелось вторить заразительной усмешке дикарки…» Эти отрывки говорят сами за себя.

Мятеж и весна

Гастроли продолжались до конца года, а в 1904-м Комиссаржевская осуществила свою мечту и открыла Драматический театр. В нем она с блеском играла в пьесах по Горькому и Ибсену.

Актриса искала новые формы и не боялась рисковать. В марте 1905 года студенты консерватории на сцене ее театра исполнили оперу «Кощей Бессмертный» Римского-Корсакова, запрещенную цензурой. Продолжая творческий поиск, Вера Федоровна пригласила в качестве главрежа ученика Станиславского Всеволода Мейерхольда. Правда, союз оказался недолгим – слишком по-разному эти личности смотрели на средства выражения художественной правды. Конфликт привел к увольнению Мейерхольда, а сама артистка все чаще начала задумываться о новой роли – педагога. В 1909-м она решила оставить сцену и создать школу для молодых актеров. Судя по письмам, в этом Комиссаржевская утвердилась в разгар новой большой поездки по России. Во время тех прощальных гастролей Вера Федоровна вторично посетила Воронеж. Тогда она даже предположить не могла, что уйдет не только со сцены.

В 1910 году, выступая в Ташкенте Комиссаржевская заразилась черной оспой. Вскоре актрисы не стало. Ей было всего 46 лет.

В то время все газеты были полны трогательных статей о Вере Федоровне, но пронзительнее всего о ней написал Александр Блок. Это был не скорбный некролог, а настоящее признание в любви: «Вспоминаю ее легкую, быструю фигуру в полумраке театральных коридоров, (…) ее печальные и смеющиеся глаза, ее выпытывающие и увлекательные речи. Она была – вся мятеж и вся весна. Она не умерла, она жива во всех нас. И я молю ее (…) крылатую тень – позволить мне вплести в ее розы и лавры цветок моей траурной и почтительной влюбленности».

 

Жизненное кредо. На мировоззрение Веры Комиссаржевской оказала большое влияние философия английского писателя, художника и теоретика искусства Джона Рескина. Она считала своим кредо его слова: «Жизнь начинается там, где начинается искание правды; где оно кончается, прекращается жизнь».

 

«Мятежная Вера». Комиссаржевская симпатизировала революционному движению. Известно, что средства от одного из ее выступлений пошли на организацию нелегальной типографии в Баку, где печаталась антиправительственная литература.

Елена Черных
239-09-68
alenagalch@gmail.com
Система Orphus
Добавить комментарий
Ваше имя (ник)
Текст комментария *
Введите текст с картинки *
Инфографика недели