Чапай, Электроник и "Ленин такой молодой". Чем нам запомнились школьные уроки пения?
Опрос В Госдуме планируют рассмотреть законопроект, обязывающий медицинские учреждения пропускать родственников в реанимацию. Как вы относитесь к этой инициативе?

Чапай, Электроник и "Ленин такой молодой". Чем нам запомнились школьные уроки пения?

29 апреля 2014 / просмотров – 3354
Истфакт

Недавно один из знакомых затеял нечто вроде музыкального путешествия в пионерское детство. Точнее он обратился к друзьям в соцсети с вопросом: «А помните ли вы, что исполняли в школе на уроках пения?» Оказалось, народ помнит. Еще как! Меньше, чем за час под вопросом «вырос» не один десяток комментариев. Мы тоже не остались в стороне и решили опубликовать по итогам обсуждения небольшой ностальгический отчет.

Революционный эпос
Рожденные в СССР воспитывались на революционных примерах и уроки музыки в этом тоже играли свою роль. Баллады, воспевающие подвиги красноармейцев в Гражданскую, разучивали во всех школах. Они легко узнаваемы и сейчас. «Шел отряд по берегу», «Там вдали за рекой», «Дан приказ ему на запад» – это уже классика жанра, незабытая и после распада Советского Союза. То же можно сказать о песне «И вновь продолжается бой» – той самой, где «Ленин такой молодой». Мощная энергия «нетленки» Александры Пахмутовой и Николая Добронравова до сих пор захватывает с первых аккордов…
Меньше известна сейчас песня «Чапай остался жив» Евгения Жарковского и Михаила Владимова. Но когда-то школьники распевали с энтузиазмом: «Мальчишки слезы катятся: Чапай идет на дно. Неправильно, неправильно кончается кино!»
Данные композиции вспомнили участники обсуждения, а вот пример из личного незабываемого. Из того, что пелось в детстве в среднем школьном звене почему-то особенно врезалось в память, как мы разучивали «Варшавянку» к какому-то ученическому спектаклю. Начало – «Вихри враждебные веют над нами» и далее полагалось исполнять тихо-тихо, как настоящие подпольщики. Припев мы голосили уже во всю мощь юных легких. После этих проникновенных репетиций «Варшавянка» так пришлась нам по душе, что с тех пор «Вихри враждебные» веяли на наших уроках с завидной регулярностью…
Куст ракиты, Высоцкий и привет из Брно
Не меньше, чем героический песенный эпос запомнились участникам обсуждения патриотичные произведения, прославляющие родной край. И, в особенности, простая, но лиричная композиция «То березка, то рябина, куст ракиты над рекой», которая буквально «впечаталась» в сознание со школьной скамьи. При этом любовь к родной земле вовсе не исключала тяги к путешествиям в компании друзей, о чем так здорово повествует песня из «Бременских музыкантов» «Ничего на свете лучше нету». Как известно, она «пришла в народ» из мультфильма и прочно застолбила свое место в школьном репертуаре и не только.
В продолжение темы дружбы и странствий следует вспомнить творчество Юрия Визбора, к примеру, его знаменитую песню «Перевал». Хотя она скорее исполнялась не на уроках пения, а в походах и пионерлагерях – у костра. Впрочем, бардовские песни звучали и в школьных стенах. Одна из респонденток поделилась: «Наш учитель, которого мы называли Баян Баяныч, любил «зарядить» Высоцкого. В характерной манере. Мы подпевали…»
А вот еще одно любопытное воспоминание – о том периоде, когда Воронеж активно поддерживал связи с городом-побратимом Брно. Один из участников обсуждения рассказал, что в то время в его школе разучивали детские песни на чешском.
«Взлетая выше ели»
Многие песни пришли в школьный репертуар, благодаря замечательному детскому кино. К примеру, «Погоня» из «Неуловимых мстителей» или «Прекрасное далеко» из картины «Гостья из будущего». Но в этом ряду, пожалуй, все рекорды побили «Крылатые качели» Евгения Крылатова и Юрия Энтина. В 1980 году на экраны вышел фильм «Приключения Электроника», ставший одним из самых популярных за всю историю отечественного кинематографа. В нем прозвучала мелодичная композиция, словно пронизанная радостным ожиданием чуда, и «Качели» мигом превратились в супер-хит. Теперь, наверное, нет наших соотечественников, выросших в СССР и незнакомых с этой «крылатой песней». Она стала настоящим гимном детству…

«И поет мне в землянке гармонь…»
Отдельно хочется сказать о замечательных песнях, хранящих память о Великой Отечественной войне, таких как «Землянка», «Темная ночь», «Здесь птицы не поют»… Их пели десятилетия назад, исполняют сейчас и не забудут в будущем, потому что они уже стали частью нашей ментальности. Это произведения, в которых просто и точно сказано о том, что позволяло выстоять во время самых тяжелых испытаний – о любви к своим близким и родной земле, о верности боевых товарищей, о вере в Победу. Наверное, поэтому их эмоциональное воздействие по сию пору остается потрясающим.

«Дети должны петь детские песни»
В этом убежден учитель музыки школы № 48 Александр Гнездилов, который работает в системе образования уже 40 лет. «Сейчас же мы нередко наблюдаем следующую картину: даже малютки детсадовского возраста поют песни о «любовных треугольниках», – сетует он. По его мнению, это последствия превращения эстрады в шоу-бизнесс. Когда во главу угла ставится коммерческий подход, выгоднее создавать «однодневки» на потребу публики, нежели заботиться о воспитании детей. По словам Александра Павловича, раньше было значительно больше ярких авторов, ориентированных на эту возрастную категорию. Кроме того, в библиотеки регулярно поступали ноты детских шлягеров.
«Сейчас тоже есть композиторы, которые пишут для подрастающего поколения, например, Александр Ермолов, который «выставляет» ноты в свободный доступ в Интернете, но таких авторов единицы, – говорит наш собеседник, – чаще приходится записывать подходящие для школьного репертуара композиции «на слух». К примеру, так пришлось работать в 2010-м с песней Ильи Резника «Дети войны», с которой наш хор занял первое место на конкурсе в районе и вошел в тройку лидеров на городском этапе. У нее очень красивая мелодия и глубокий текст, но в нашем распоряжении не было фонограммы, а песню «упускать» не хотелось. В итоге на ноты мелодию я переложил сам…»
Спросили мы Александра Павловича и про современную образовательную музыкальную концепцию. Он работает по программе Татьяны Челышевой и Валентины Кузнецовой. Авторы взяли за основу «систему» Дмитрия Кабалевского, успешно зарекомендовавшую себя в советские годы, но убрали из нее излишне политизированные моменты. В основе музыкального образования школьников – классика. Ее изучение – лучший способ привить подрастающему поколению эстетический вкус. Впрочем, только этим дело не ограничивается. Цель учителя показать многообразие музыкального искусства. А это и джаз, и фольклор, и любимые песни советских композиторов, и творчество современных авторов. Кстати, о последних: воспитанники Александра Павловича слушают хиты Земфиры, исполняют «Небо славян» Кинчева, изучают феномен поп-культуры…

В 1970 году при Госкомитете Совета Министров СССР по телевидению и радиовещанию был создан Большой детский хор. В его репертуар вошли композиции, охватывающие самые разные стили и эпохи. Это русская и зарубежная классика, духовная музыка, песни народов мира, лучшие произведения композиторов, написанные для детей. Хор создал огромный фонд записей, насчитывающий несколько тысяч различных сочинений от небольших композиций до симфоний и опер.

Интересна история Московского хорового училища, в котором учился Виктор Попов – организатор Большого детского хора, бессменно руководивший им на протяжении 38 лет. По его словам, училище было основано на базе бывшей придворной певческой капеллы и школы, существовавшей при ней.

 

Елена Черных
239-09-68
alenagalch@gmail.com
Система Orphus
Добавить комментарий
Ваше имя (ник)
Текст комментария *
Введите текст с картинки *
Инфографика недели