Давным-давно, когда машины пугали лошадей...
Опрос В Госдуме планируют рассмотреть законопроект, обязывающий медицинские учреждения пропускать родственников в реанимацию. Как вы относитесь к этой инициативе?

Давным-давно, когда машины пугали лошадей...

14 января 2015 / просмотров – 2947
Истфакт

Сейчас это трудно представить, но в начале XX века в Воронеже было чуть более десятка машин, которые передвигались со скоростью около 20 километров в час. Однако и тогда не обходилось без дорожных происшествий!

Мы решили выяснить как обстояла ситуация на городских улицах, когда о «пробках» никто и не слыхивал, а машина была настоящей диковинкой. Совершить экскурс в прошлое нам помогла книга краеведа Владимира Елецких «Догоняя время. Из истории воронежского транспорта».* Судя по данным в ней представленным, даже самые первые автопутешествия были полны приключений.
Кошмар на улице Нееловской
В 1907 году пресса сообщила: «На Нееловской улице** промчался автомобиль, напугав лошадей крестьян, ехавших на базар. Лошади понесли к Чернавскому мосту, телеги перевернулись… По пути, где следовал обоз, валялись оглобли, колеса… Не обошлось и без ушибов возницы». В то время конные повозки на дороге были гораздо привычнее, чем машины. Однако прогресс на месте не стоял.
В 1909-м городская дума официально разрешила открыть движение автотранспорта в губернском центре. Можно сказать, что с этого года у нас началась «эра железного коня». Правда, машины тогда принадлежали редким счастливчикам, среди которых были знаменитый цирковой артист Анатолий Дуров, владелец воронежской канализации Сергей Попов, сын табачного фабриканта Василий Сычев.
Последний зарекомендовал себя большим любителем полихачить. Он носился на своем новеньком «Пежо», наводя ужас на прохожих и поднимая тучи пыли. О подобных «гонщиках» с негодованием писала газета «Живое слово»: «На днях на Б. Дворянской какой-то автомобиль промчался (…) у тротуара, полного народом. Вся гуляющая публика шарахнулась в сторону». В конце заметки автор вопрошал: «Уймет ли кто-нибудь спортсменов?» Урегулировать ситуацию были призваны правила. Их утвердили в 1910 году под названием «О порядке езды по городу Воронежу». Документ предусматривал целый ряд требований к автолюбителям, в том числе ограничение скорости до 12 верст, то есть около 20 километров в час и запрет гонять наперегонки. Особое внимание уделялось и «конской теме». Водителей обязывали «принимать все меры, чтобы лошади не пугались автомобиля».
Дорогое удовольствие
В 1911 году в Воронеже было всего 11 легковушек, но постепенно автовладельцев становилось больше и новое средство передвижения завоевывало городские просторы. С ростом спроса развивалось предложение, а следом и реклама.
В 1913-м в изданиях часто печатались объявления, превозносящие «универсальные автомобили «Форд». Приобрести машины от всемирно известного производителя можно было в Воронеже, на складе, которым управлял предприниматель Фридрих Герб – представитель семьи обрусевших немцев, сын местного портного. Модная новинка была по карману только очень состоятельным людям – она стоила столько же, сколько каменный особняк на престижной улице. В рекламе дается целый список достоинств авто, призванный оправдать столь внушительную цену. Это образец, скажем так, делового подхода к продвижению товара. А вот выдержка из другого объявления, рисующего идиллическую картинку благ, ждущих покупателя: «Большое наслаждение ехать на автомобиле за город, подышать чистым воздухом, дать отдохнуть нервам среди деревенской обстановки…» Звучит почти как ода. Кстати, машинам в то время посвящали стихи: сатирические и не только.
Зачем автолюбителей позвали на военные учения?
С распространением легкового транспорта возникли мастерские по его ремонту. Один из первых автосервисов располагался на главном городском проспекте. Появились и первые «заправки» – склады горюче-смазочных материалов. Места под такие заведения выделялись в районе нынешней улицы Кольцовской, где исстари торговали такими видами топлива как дрова и уголь.
В 1913 году в Воронеже было создано общество автомобилистов, которое возглавил известный архитектор Станислав Мысловский. Организация ставила перед собой обширные задачи – исследование состояния дорог, обучение механиков, проведение научных и спортивных мероприятий, издание карт и тому подобное. Этой структурой всерьез заинтересовалось военное ведомство и даже пригласило его представителей принять участие в маневрах. Естественно, вместе с машинами. Армейское начальство увидело в новой технике хороший способ повышения мобильности вооруженных сил и пожелало посмотреть на нее в деле…

Как гонщики сражались с воронежскими черноземами
Летом 1913 года наш город стал пунктом большого соревнования, в ходе которого гонщики в общей сложности преодолели около 7000 верст. Об этом 30 июля сообщила популярная газета «Воронежский телеграф»: «Прибыли участники грандиозного международного пробега по Центральным и Приволжским губерниям России». Судя по заметке, им пришлось пробиваться в губернский центр «в течение трех суток с неимоверными усилиями по размытым ливнями грунтовым дорогам». Но, к счастью обошлось без аварий. Дальнейший путь тоже оказался непростым. Как написал потом об этом один из автомобилистов: «Выехали мы из Воронежа ранним утром и сейчас же за городом сели в непролазную грязь».
Участники пробега передвигались на машинах отечественного бренда «Руссо-Балт». Такие выпускались с 1909 года в Риге, на Русско-Балтийском заводе (отсюда название). Они славились высокой проходимостью. Автомобиль этой марки первым штурмовал вершину Везувия. Качество модели оценили промышленник Алексей Путилов, Великий князь Константин Романов, политик Сергей Витте, наш земляк, знаменитый математик Андрей Киселев. В годы Первой Мировой завод был перенесен в Москву и перепрофилирован на военное производство.

*В издании рассказывается о различных участниках дорожного движения – о конке и омнибусах, извозчиках и дилижансах, трамвае и авто. При этом машинам уделяется особое внимание. Здесь можно узнать о том, как появились первые ПДД, как зародилось такси, возникла автоинспекция и еще массу интересного.
**Сейчас это улица Пятницкого.

Первая авария в Воронеже произошла в 1907 году: не смогли разъехаться промышленник Константин Веретенников и шофер коммерческого банка. Тогда, к счастью, обошлось без жертв, но так было не всегда. Даже на заре эры автомобилизма случались трагические происшествия. Так, в 1916 году в ДТП погиб секретарь Окружного суда и известный общественный деятель Всеволод Норов.

Уже в первых правилах дорожного движения, принятых в 1910 году, был пункт, призванный предупредить возникновение заторов. Он гласил: «При остановке на улицах управляющие автомобилями обязаны не застанавливать проездов и становиться вдоль тротуара в один ряд с прочими экипажами, причем не заграждать подъездов, ворот и входов».

На фото: большой поклонник технического прогресса принц Александр Ольденбургский; Анатолий Дуров с супругой на автомобильной прогулке; Андрей Киселев, ставший одним из первых владельцев машины отечественной марки «Руссо-Балт»; реклама автомобилей «Форд».  
Фотографии из архива издательства «Альбом».

Елена Черных
239-09-68
alenagalch@gmail.com
Система Orphus
Добавить комментарий
Ваше имя (ник)
Текст комментария *
Введите текст с картинки *
Инфографика недели