Фамильная церковь фабричной династии
Опрос В Госдуме планируют рассмотреть законопроект, обязывающий медицинские учреждения пропускать родственников в реанимацию. Как вы относитесь к этой инициативе?

Фамильная церковь фабричной династии

2 сентября 2013 / просмотров – 2656
Истфакт
Вдали от шумных центральных улиц, в переулке Фабричном стоит небольшой белокаменный храм с позолоченными маковками. Это Тихвино-Онуфриевская церковь, история которой уходит в XVIII столетие. Ее стены «помнят» многое – и знаменитых воронежских промышленников, и разорение, и даже заключенных концлагеря, устроенного здесь в советские годы…

По прошению богобоязненного промышленника

По данным историка Александра Акиньшина, своим появлением она обязана купцу Потапу Гарденину (1689–1746). Потап Никитич основал крупное предприятие по производству сукна, рядом с которым образовался целый комплекс жилых и хозяйственных построек. Нужду в возведении храма богобоязненный фабрикант объяснил в прошении воронежскому епископу: «…я от других градских церквей имею жительство в дальнем расстоянии (…) без церкви мне, нижепоименованному, никакой мерности пробавиться невозможно». Дело было в 1735 году, а в середине 1740-х здесь уже вовсю шли молебны и службы. Новый храм нарекли в честь издревле почитаемой на Руси Тихвинской иконы Божией Матери. Верхний придел освятили во имя преподобных старцев Онуфрия Великого и Петра Афонского. Церковь посещали члены семьи Гардениных и местные жители – в основном, работники фабрики.

Прекрасные лики

Церковь горела, перестраивалась, расширялась. Окончательный вид она обрела в XIX веке. Священник Василий Горьковский, составивший ее описание, особо отмечал прекрасные лики – икону святых Онуфрия и Петра, созданную в 1819 году художником Иваном Шевцовым и богато украшенный жемчугом образ Тихвинской Божией Матери. Кроме того, в храме было Евангелие 1759 года с серебряным окладом.

При церкви действовала приходская школа, где учили грамоте и рукоделию. Часть храмовой территории была отведена под кладбище. Здесь упокоились Потап Гарденин и другие члены его семьи.

Лагерь под куполами

В богоборческую эпоху церковь испытала всю тяжесть гонений. В 1918-м были конфискованы храмовые ценности, а в годы Гражданской войны на ее подворье новая власть разместила концлагерь. Согласно данным историка Владимира Рылова, по состоянию на 27 сентября 1920-го там содержался 441 человек. Среди них единицы совершили уголовные преступления. Основную массу составляли дезертиры, заподозренные в контрреволюционной деятельности и прочие «неблагонадежные элементы». Заключенных привлекали к деятельности по благоустройству города, строительству и так далее (в основном – к тяжелому физическому труду). А для того, чтобы они прониклись партийными идеями, велась «культурно-просветительская работа». В частности, в Онуфриевском лагере действовала «школа политграмоты», на занятиях которой читались лекции по рабочему вопросу, рассказывали о вреде религии и преимуществах коммунистического строя.

В лагере была высокая смертность. Заключенные гибли от тифа, желудочно-кишечных инфекций, воспаления легких… Только за одну неделю в феврале 1921-го умерло 20 человек из 329 здесь содержавшихся.

Возрождение

Несмотря на тяготы и противоречия бурного времени, службы в церкви продолжали идти. Но в 1932 году она была закрыта по решению облисполкома.

До начала 1980-х в храмовом здании размещалась фабрика «Игрушка». Затем оно почти десяток лет пустовало. Чего там только не собирались разместить! И один из отделов краеведческого музея, и декорационный цех, и музей промышленности края… Истинное предназначение культовому сооружению вернулось только в 1990-е, когда строение вернули епархии. Поначалу была открыта лишь часть храма, где соорудили маленький фанерный алтарь. Одновременно шло восстановление здания, реконструкция колокольни... Теперь здесь снова идут службы и звучат колокола.

 

Согласно преданию, первый образ Тихвинской иконы Божией Матери был написан евангелистом Лукой еще при земной жизни Богородицы. В 1383 году лик появился в окрестностях Новгорода. Икона шествовала по воздуху из селения в селение, пока не достигла берегов реки Тихвинки. На месте ее чудесного явления был основан монастырь. В честь иконы называли храмы по всей Руси.

 

В стиле «аннинского барокко» была возведена двухъярусная колокольня Тихвино-Онуфриевского храма, разрушенная в 1930-е годы. К этому стилю относят строения времен правления Анны Ионовны и первого десятилетия царствования Елизаветы Петровны, для которых характерно особое внимание к византийским архитектурным традициям.

Елена Черных
239-09-68
alenagalch@gmail.com
Система Orphus
Добавить комментарий
Ваше имя (ник)
Текст комментария *
Введите текст с картинки *
Инфографика недели