«Под громы пятидесяти пушек»
Одно из самых любопытных описаний нашего города относится к петровской эпохе. Его оставил голландский писатель, этнограф и художник Корнелий де Бруин, посетивший Россию в начале XVIII века.* Ученый иностранец был милостиво принят царем-реформатором и приглашен им в Воронеж, который в то время являлся центром военного кораблестроения. Судя по дневниковым записям гостя, поездка получилась весьма запоминающейся. В пути Петр угощал его «разными водками», а по прибытии устроил пир «под громы пятидесяти пушек». Де Бруин, непривыкший к такому размаху, от обилия впечатлений едва не захворал. Впрочем, у него была возможность не только изведать особенности русского гостеприимства, но и познакомиться с местными достопримечательностями. Вот, что он увидел.
«Воронеж окружен деревянной стеной (…) В городе находится большое канатное заведение, а пороховые склады помещаются вне городских стен. На склоне горы, вдоль реки, теснится множество домов. В лучших из них живут знатные русские (…) Далее – дома контр-адмирала и других морских офицеров, позади же них тянутся улицы, населенные мастерами по постройке кораблей…», – отметил путешественник в своем дневнике. Кроме того, де Бруин описал верфь и запечатлел панораму местности на гравюре. Теперь его свидетельства считаются ценным историческим источником.
«На каждом месте вид»
Еще одного наблюдательного гостя, побывавшего у нас уже в XIX веке, очаровал холмистый воронежский пейзаж. Речь о Василии Жуковском, который посетил город в 1837 году в свите престолонаследника, будущего императора Александра II.
Знаменитый поэт в ту пору был воспитателем цесаревича и совершал с ним путешествие по России. В течение поездки Василий Андреевич вел дневник. В Воронеже он сделал несколько зарисовок и восхищенно отметил в своих записках: «Город оригинален, на каждом месте вид».
Но, конечно, Жуковский не только любовался живописными окрестностями. Василий Андреевич посетил губернскую гимназию, побывал на приеме у предводителя дворянства, а также встретился с Алексеем Кольцовым. Известный деятель культуры Михаил Де-Пуле позже вспоминал: «Он был у него дома, познакомился с семьей, пил чай. Весь город видел, как знаменитый поэт и воспитатель наследника престола прогуливается (пешком и в экипаже) вместе с поэтом-прасолом».
«Такого миленького города я не видывал»
Свои воспоминания о Воронеже оставил знаменитый драматург Александр Островский, который провел в нашем городе около недели в мае 1860-го. Он посещал спектакли, общался с артистами. Тогдашний губернатор Дмитрий Толстой – большой поклонник творчества Александра Николаевича – дал в его честь пышный прием. «Человек он очень добрый и с оттенком славянофильства; кроме моих пьес ничего не смотрит, знает их наизусть», – позже сообщил гость в письме к другу-актеру.
В том же послании Островский восторженно отозвался о прекрасных улочках губернского центра, утопающих в «роскошной зелени кленов и пирамидальных тополей». А в завершении драматург подчеркнул: «Такого миленького и чистенького города я не видывал!»
В мемуарах короля репортеров
Весьма интересные заметки о Воронеже принадлежат Владимиру Гиляровскому, которого в конце XIX века называли королем репортеров. Жизнь этого человека была полна приключений. Он исколесил всю страну и, стремясь как можно лучше познакомиться с бытом различных городов, попробовал себя во многих профессиях. Ему довелось работать пожарным, табунщиком, наездником в цирке и актером. В 1879 году Владимир Алексеевич выступал на сцене нашего драмтеатра.
Данный период нашел отражение в его книге «Мои скитания». В ней обитатели губернского центра предстают искушенными театралами, привыкшими к «звездным визитерам». «Чтобы заинтересовать здешнюю публику, перевидавшую знаменитостей-гастролеров, нужны или уж очень крупные имена или какие-нибудь фортели», – пишет Гиляровский. По его словам, как-то одна «из неважных актрис» решила удивить зрителей, исполнив в прославленной шекспировской пьесе роль Гамлета. Поначалу горожане с любопытством восприняли нестандартный ход, но играла дама из рук вон плохо и в итоге спектакль провалился.
Война и любовь
Еще один представитель литературного мира – блестящий прозаик Исаак Бабель побывал у нас в 1920 году, когда страна была охвачена Гражданской войной. В то время он был корреспондентом газеты при легендарной Первой Конной армии. Воронежские впечатления писателя нашли отражение в рассказе «Письмо». Повествование в нем ведется от имени юного бойца, который решил отправить послание своей матери. «Городок очень великолепный, будет поболе Краснодара, люди в нем очень красивые, речка способная для купания», – сообщает бабелевский герой.
Казалось бы, картина почти идиллическая, но далее Исаак Эммануилович устами своего персонажа рассказывает о жестоком противостоянии красных и белых. Бабель знал об этом не понаслышке. Он был очевидцем боев и правдиво передал увиденное в цикле рассказов «Конармия», в который вошло и то самое «Письмо».
Но и в ту бурную эпоху было место для радости. Бабель тогда был отчаянно влюблен в актрису Тамару Каширину. Им удалось встретиться и провести вместе несколько дней. Позже, в своих мемуарах Татьяна Владимировна писала об этом времени: «Казалось, мы наконец-то обрели полное счастье…»
«Необычайный пример братства»
В 1972 году воронежцы с огромным энтузиазмом встретили вождя кубинской революции Фиделя Кастро, который тогда был необычайно популярной фигурой. «Улицы запружены встречающими, люди не только заполнили тротуары, они в окнах домов, на балконах, мальчишки взобрались на деревья», – позже вспоминал в своих мемуарах известный советский политик Виталий Воротников.
Команданте побывал на авиазаводе, где ознакомился с производством сверхзвукового лайнера Ту-144, посетил НПО «Электроника» и Нововоронежскую АЭС. Успехи промышленности области произвели на Кастро неизгладимое впечатление. Тем паче он был осведомлен, какие суровые испытания наш край пережил в «огненные сороковые». Ему рассказали, что после войны Воронеж был разрушен более чем на 90 %, но жители в кратчайшие сроки подняли его из руин…
На память об этом визите Кастро оставил запись в Книге почетных гостей, где подчеркнул, что побывал в героическом городе. Особо Фидель отметил и теплый прием. По его словам, он встретил в Воронеже «необычайный пример братства и любви».
*Де Бруин побывал в нашей стране в рамках большой экспедиции, впечатления о которой он описал в дневнике, изданном под названием «Путешествие через Московию в Персию и Индию».
«Обновляющая поездка»
В 1879 году в рамках большого турне наш город посетил композитор Модест Мусоргский. Путешествие необычайно вдохновило музыканта. «Великое воспитание для меня – эта обновляющая и освежающая поездка, – писал он. – К новому музыкальному труду зовет жизнь. Делаемое мной понято. С большим рвением к новым берегам безбрежного искусства!»
«Друзья мои, я вас люблю»
Частым гостем в нашем городе был знаменитый виолончелист, представитель музыкальной династии Мстислав Ростропович, предки которого жили в Воронеже. Маэстро неоднократно давал мастер-классы в музучилище (ныне – колледже имени Ростроповичей). Во время одного из своих визитов он оставил здесь памятную запись, которая гласит: «Друзья мои, я вас люблю. Ваш М. Ростропович».
На фото: дореволюционная открытка с видом Воронежа, Корнелий де Бруин, Василий Жуковский, Александр Островский, Модест Мусоргский, Владимир Гиляровский, Исаак Бабель, Фидель Кастро, Мстислав Ростропович.