Голос немого кино
Опрос В Госдуме планируют рассмотреть законопроект, обязывающий медицинские учреждения пропускать родственников в реанимацию. Как вы относитесь к этой инициативе?

Голос немого кино

4 июня 2013 / просмотров – 6624
Истфакт
100 лет назад в Воронеже пользовались огромной популярностью фильмы с кинодекламацией. Этот жанр, возникший на заре синематографа, просуществовал совсем недолго, но стал весьма любопытной страницей в его истории…

Слепые таперы, чуткие механики и шумные зрители

Как известно, начало XX века – время немого кино, однако это вовсе не означало, что демонстрация фильмов проходила в тишине. Показ картины сопровождала игра пианистов-таперов. При этом, как отмечают культуролог Юрий Лотман и киновед Юрий Цивьян в книге «Диалог с экраном», музыкант не обязан был следить за сюжетом, и мелодия не всегда соответствовала действу. Интересно также, что владельцы кинотеатров в России зачастую предпочитали слепых таперов, так как считалось более важным аккомпанировать настроению зала, нежели перипетиям фильма.

Нередко, картины комментировал лектор, восседающий за столиком у экрана. Кроме того, в зрительном зале постоянно слышалось «жужжание» проекционного аппарата, и этот шум не был монотонным. Комедийные сцены механики крутили быстрее, сентиментальные – медленнее.

Сама публика, по сохранившимся воспоминаниям современников «Великого немого», вела себя весьма непринужденно: зрители громко обсуждали происходящее, аплодировали и передразнивали актеров.

К тому же времени относится своеобразная попытка преодолеть «немоту экрана» с помощью кинодекламации.

Предтеча звукового фильма

Так называли короткую киноленту, которую вживую озвучивал артист, снявшийся в данном фильме. Если в постановке было занято несколько актеров, ее именовали «киноговорящая картина». Подчас использовались и «синхронные» шумы – на таких просмотрах пели птицы, лаяли дрессированные собаки и даже звучали выстрелы! Конечно, это был наивный способ заставить синематограф обрести голос, и все же его можно считать прообразом звукового кино. Отметим также, что подобные эксперименты имели место во многих странах, но особую популярность они получили в России. Исследователи связывают это с близостью русского кино к театру.

«Эпидемия кинодекламации»

Истории оригинального жанра посвящена целая глава в книге краеведа Владимира Елецких «Немое кино в Воронеже». Рассказывая о том, какой фурор новое направление произвело в нашем городе, Владимир Леонидович приводит выдержки из дореволюционных газет. Так, издание «Новая неделя» в 12-м номере за 1912 год сообщало: «В воронежском электротеатре «Биограф» (…) гастролирует кинодекламатор В.С. Ниглов* творец новой отрасли искусства, которая оживила мертвое полотно кинематографа, приблизила его к жизни… В артисте скрывается большой трагический талант, сила которого захватывает зрителей – даже в той искусственной обстановке, которую создают на полотне лучи дуговой лампы. Моментами жуткое впечатление охватывает зал – и не знаешь, где находишься: в театре или в кинематографе».

В январе 1913-го с «говорящим и поющим» фильмом «Герой Отечественной войны» город посетил декламатор Ольшевский, выступления которого собирали аншлаги почти полмесяца. Его сменил артист Брониславский, презентовавший местным киноманам отрывки из «Мертвых душ» и «Свадьбы Кречинского»…  На предвоенный 1913-й в Воронеже пришелся пик популярности «говорящих картин». СМИ констатировали: «Теперь у нас эпидемия кинодекламации».

Маленькое чудо

Из той же книги мы узнаем любопытные детали «кухни» кинодекламации, восстановленные по воспоминаниям очевидцев съемок и демонстраций картин.

Во время показа исполнители стояли по бокам или сзади экрана, смотрели на изображение и произносили текст, стараясь говорить «синхронно». Конечно, случались несостыковки, но непредвзятые зрители не обращали на такие огрехи внимания.

Имелись трудности технического порядка при создании картин. В кассету съемочного аппарата вмещалось ограниченное количество метров пленки. Когда она подходила к концу, операторы кричали актерам: «Стоп!» и те замирали на месте, в одной позе ожидая пока перезарядят аппарат. Игра возобновлялась по команде: «Начали!» и так до конца съемки. И все же это было маленькое чудо – благодаря усилиям команды увлеченных людей немые кадры «оживали». Пройдет совсем немного времени и настанет эра звукового кинематографа, которая повлечет за собой новые поиски и открытия. Но это уже другая история…

 

Эксперименты новейшего времени

В 1989 году киновед Юрий Цивьян со своими единомышленниками предпринял реконструкцию кинодекламации начала XX столетия по пушкинскому произведению. Этот опыт описан им в статье «Текст и жест: «Борис Годунов» в исполнении провинциальных актеров 1910-х годов». Исследователи восстановили текст, который произносили артисты (как выяснилось, в картине он был несколько искажен по сравнению с оригиналом) и продекламировали его «под фильм».

Задача оказалась непростой. «Потребовалось предварительная работа на монтажном столе, – поясняет Цивьян, – по движению губ, мимике и жестам приходилось «расшифровывать» кинодекламацию. (…) По ходу работы обнаружилось, что синхронное описание текст-жест может быть полезным не только для опытной реконструкции жанра. Видимо, кинодекламация дает нам уникальную возможность проникнуть в историю театрального исполнительства начала века».

В наше время свою методику компьютерной реконструкции забытых фильмов разработал историк кино Николай Изволов. С ее помощью он синхронизирует голос с персонажами, играющими на экране. Восстановленные им кинодекламации «Дачный муж, или трагик поневоле» (1911), «Беззаконие» (1915) и «Борис Годунов» (1911) вызвали огромный интерес у кинематографистов. Эксперимент разрушил устойчивый миф о карикатурной игре артистов эпохи «Великого немого». Когда изображение было озвучено, оказалось, что жесты героев наполнены художественным смыслом и точно соответствуют реальности, в которой они действуют.

 

*Это псевдоним актера, образованный от его настоящей фамилии Волгин, прочитанной наоборот.

 

В начале XX века в России в жанре кинодекламации весьма успешно выступали известный режиссер немого кино Петр Чардынин, актер Владимир Максимов, артист и режиссер Яков Жданов.

 

Первый кинотеатр в СССР, где демонстрировали звуковые фильмы, открылся в 1929 году в Ленинграде. Поначалу там крутили документальные картины. В 1931-м в нашей стране вышла первая игровая звуковая лента «Путевка в жизнь», которую снял режиссер Николай Экк (настоящая фамилия – Ивакин). Она была показана в 107 странах и произвела большой фурор.

Елена Черных
239-09-68
alenagalch@gmail.com
Система Orphus
Добавить комментарий
Ваше имя (ник)
Текст комментария *
Введите текст с картинки *
Инфографика недели