История без нафталина. По следам воронежского Краеведческого фестиваля
Опрос В Госдуме планируют рассмотреть законопроект, обязывающий медицинские учреждения пропускать родственников в реанимацию. Как вы относитесь к этой инициативе?

История без нафталина. По следам воронежского Краеведческого фестиваля

20 мая 2014 / просмотров – 2640
Истфакт

В минувшую субботу все желающие смогли совершить погружение в прошлое родного города. Устроители мероприятия из сообщества «Архдозор» позаботились о том, чтобы это самое прошлое можно было увидеть, услышать, примерить и даже попробовать на вкус.

Фестивальные площадки разместились в областном литературном музее и на пленэре – в прилегающем скверике. И повсюду происходило что-то интересное...
Машина времени
У входа в сквер на бельевой веревке «сушились» фотографии. Большую часть коллекции составляли копии работ Александра Березянского – автора проекта «Машина времени». В его коллажах соединяются нынешний Воронеж и город, которого уже нет. В антураже современных улиц можно увидеть эпизоды военной истории и «островки» дореволюционного прошлого. Александр Александрович находит старые снимки, затем отправляется туда, где они были сделаны, угадывает точку съемки фотографа и запечатлевает место с того же ракурса. Потом «колдует» на компьютере, совмещая изображения разных эпох. Результат просто завораживает. Не удивительно, что «сушились» его работы совсем недолго: организаторы планировали их раздать в конце фестиваля, но посетители разобрали коллекцию в считанные минуты.
До цифровой эры
У еще одной «сушки» образовался стихийный дискуссионный клуб. Речь о копиях снимков Воронежа с высоты, которые сделал в 1930 годы летчик 11-й авиабригады – втихаря от руководства. Теперь это ценный источник информации для краеведов. В довоенной панораме знакомые улицы угадываются не сразу. «На одном из фото видно, что главный проспект соединяется с Театральной. Сейчас это трудно представить, ведь облик города существенно изменился», – отметил гость мероприятия Владислав Безрядин. Кстати, на фестиваль он пришел с рассказом о своем предке – знаменитом промышленнике, общественном деятеле и благотворителе Вильгельме Столле.
Особая тема – оборудование, которым когда-то пользовались любители «остановить мгновение». Андрей Старинин показал немецкий аппарат, приобретенный его дедом в комиссионке. Сделано до войны, а работает как часы. Еще один образец, тоже действующий – детище Красногорского завода – «Москва-2». Такие производили с 1947 по 1956 годы и выпустили почти 200000 штук.
Секрет числа 200
Желающие фотографировались в старинных шляпках, над сквером плыла музыка, на «пятачке» у музея кружились пары в бальных нарядах. Ностальгическое настроение создавал патефон. Несмотря на почтенный возраст, звук он «выдавал» чистый, ровный, без малейшего треска. По словам его хозяина Александра Соколова, «пружина до сих пор жива», потому что вещь берегли. С таким же пиететом совсем еще молодой человек рассуждает об истории: «Мне это дорого, я это люблю».
Кульминацией фестиваля стал Парад утраченных домов. О них рассказали активисты «Архдозора», с помощью костюмов перевоплотившиеся в зодчих и обитателей исчезнувших зданий. «Архитектор Баранов», роль которого убедительно исполнил Александр Зайцев, посетовал на то, что город превращается в «бетонную какофонию» и открыл секрет числа 200, что красуется на входе в дом на Карла Маркса, 70. Странный декор интригует уже не одно поколение воронежцев. «Зодчий» признался, что, собственно, ради этого историю с числом и затеял.
Парад сменили лекции и виртуальные экскурсии. Беседовали о воронежских поэтах, писателях, врачах; рассказывали о новых маршрутах и книгах. Краевед Владимир Елецких презентовал фолиант, посвященный бывшей гимназии генеральши Морозовой, а ныне – школе № 28, где училась целая плеяда известных воронежцев.
«Воронежцам не все равно»
Беречь свою историю можно по-разному. По словам активистки «Архдозора» Ирины Костенко «митинги, пикеты – мероприятия во многом агрессивные и не носящие созидательного характера». Вместо этого можно «просто собраться, прекрасно провести время и тем самым показать, что воронежцам не все равно, что будет с их городом».
«Вот говорят – привлечь внимание к сохранению наследия… и сразу веет нафталином, – отмечают организаторы фестиваля, – а потому мы решили как можно неформальнее, интереснее, с чаем-кофе-пирогом рассказать о воронежской старине». Пирог, кстати, был шикарный и тоже, в некотором смысле, исторический – по фамильному рецепту участницы фестиваля.

Фотографии Павла Макарова

Елена Черных
239-09-68
alenagalch@gmail.com
Система Orphus
Добавить комментарий
Ваше имя (ник)
Текст комментария *
Введите текст с картинки *
Инфографика недели