История «безбожного адреса»
Опрос В Госдуме планируют рассмотреть законопроект, обязывающий медицинские учреждения пропускать родственников в реанимацию. Как вы относитесь к этой инициативе?

История «безбожного адреса»

9 апреля 2012 / просмотров – 5655
Истфакт
Мы продолжаем публиковать материалы по мотивам экскурсий с краеведом-любителем Ольгой Рудевой, которая уже неоднократно выступала нашим гидом. На этот раз мы отправились в переулок с весьма необычной историей. До революции его быт был тесно связан с Воронежской епархией. Но в советские годы он получил название, овеянное мрачной аурой воинствующего атеизма – переулок Безбожников…
Тайна пачки макарон
Первое знакомство Ольги с этим уголком Воронежа состоялось еще в детстве и при довольно неожиданных обстоятельствах. «Я рано освоила азбуку, – рассказывает она. – Читала все, что попадалось под руку: вывески, надписи на упаковках. Одна из подобных надписей вызывала у меня неизменный душевный трепет – адрес на пачках с изделиями Воронежской макаронной фабрики: переулок Безбожников, 1. Тогда моему воображению (да, наверное, не только моему) рисовалась таинственная и пугающая картина. Где-то в нашем городе поселились безбожники, которые почему-то делают макароны…»
Прошли годы, Рудева увлеклась изучением истории родного края. Однако «безбожный адрес» для нее оставался чем-то вроде табу, которое следует до поры до времени сохранить. Но пару лет назад детское воспоминание все-таки обрело материальную форму. Прогуливаясь по закоулкам неподалеку от улицы Кирова, Ольга случайно набрела на ту самую макаронную фабрику. После этой прогулки наша собеседница нашла краеведческую литературу, рассказывающую об истории загадочного переулка, и окунулась в его прошлое.

«Вечер чудес»
При царском режиме он носил название Свечной. А все потому, что здесь в начале 1880-х под крылом епархии появился небольшой заводик, снабжавший воронежские храмы церковными свечами. К 1913 году предприятие разрослось и выпускало до 70 пудов таких свечей в сутки. Все изменилось с приходом новой власти. Завод национализировали, на его базе наладили производство макарон, а сам переулок обрел «безбожное имя». Последняя акция стала частью антирелигиозной кампании, что развернулась по всей стране в 1920-е годы. Храмы начали закрываться. Улицы с названиями, имеющими отношение к церковному быту, переименовывались. Праздники Рождества и Пасхи были объявлены рабочими днями. А для того, чтобы отвратить граждан от «церковного дурмана», в пасхальную неделю проводились антирелигиозные собрания. Сведения о подобных мероприятиях в Воронеже сохранились в прессе тех лет. Один из номеров «Коммуны» от 1929 года рапортовал: «В клубе имени Коминтерна после доклада «Был ли Христос?» состоялся вечер самодеятельности». В другом рассказывалось о «вечерах чудес», которые преследовали цель с помощью физико-химических опытов разоблачить чудесные явления, описанные в Евангелии и житиях святых. Была даже создана передвижная лаборатория для обслуживания таких акций.

Беднота – это звучит гордо!
К счастью, богоборческие времена давно миновали. Хотя следы их изживались с трудом. Так, переулок Безбожников вновь обрел свое историческое название – Свечной – только в 2001 году. А макаронная фабрика существует по сию пору. Правда, ее корпуса подвергались неоднократным реконструкциям, но внешний облик главного здания сохранил дореволюционный колорит. Если кто-то решит полюбоваться на старинную постройку воочию, стоит обратить внимание и на соседние улицы, у которых тоже знатная история.
Часть одной из них: улицы Красных партизан – до революции именовалась Старо-Гуменной. Название, непривычное для уха современных горожан, происходило от слова «гумны» – места, где скирдовали хлебные колосья. В старину такое место находилось неподалеку от участка города, где затем образовалась данная улица. До революции это была окраина, население которой ютилось в убогих домишках, крытых соломой. В 1918-м Старо-Гуменную объединили с прилегающей улочкой и нарекли с пролетарским пафосом улицей Бедноты. Идея была действительно красивая – воспеть угнетенных тружеников и превратить бедняцкий райончик в образцовый квартал. Здешнюю территорию и вправду облагородили, провели водопровод, посадили в округе деревья. Открывали обновленную улицу очень торжественно – с красными знаменами и пламенными речами о «светлом будущем». Однако позже ее все-таки переименовали. Она получила название в честь партизан, воевавших против интервентов в годы Гражданской войны.

Вдоль по Красноармейской
Еще одну улицу, соседствующую с переулком Свечным, – Красноармейскую – при царях называли Валовой. Она возникла еще в начале XVIII века у городского вала, имевшего оборонительное значение. Первыми строениями здесь стали военные склады. Позже, в течение XIX века, тут выросли промышленные предприятия. Наблюдательные пешеходы, чей путь когда-либо пролегал по Красноармейской, наверняка обращали внимание на длинное обветшавшее здание. Сейчас в нем признаков жизни не наблюдается. А как раз в то время, когда существовал епархиальный свечной заводик, это была маслобойня.
Неподалеку от пересечения Красноармейской с улицей Фридриха Энгельса в конце XIX столетия появилась мельница с паровым двигателем. В советское время на ее месте построили хлебозавод.
Особое прошлое у большого здания из красного кирпича, в котором сейчас находится одна из городских поликлиник (Красноармейская, 19). Это бывшая казарма. Возвели ее к 100-летию Отечественной войны 1812 года. Во время строительства случилось несчастье: не выдержало перекрытие. Обрушившиеся стены унесли жизнь одного рабочего и покалечили еще несколько человек. Тогда архитектор, по проекту которого возводилась казарма, подал в отставку. Достраивать ее взялся известный воронежский зодчий Михаил Замятнин, благодаря которому в нашем городе появилось немало замечательных зданий. Но это уже – другая история…
«Двигателем» антицерковной пропаганды в 1920-е годы был Союз воинствующих безбожников, областное отделение которого действовало и в Воронеже. Эта организация ставила своей целью идейную борьбу с религией во всех ее проявлениях.
В богоборческие времена улицы и переулки с «безбожными» названиями появились во многих городах СССР. Самый известный пример – переулок Безбожный в Москве, которому в 1992 году вернули его историческое наименование Протопоповский. Это о нем писал Окуджава: «Я выселен с Арбата, арбатский эмигрант. В Безбожном переулке хиреет мой талант…»
Елена Черных
239-09-68
alenagalch@gmail.com
Система Orphus
Добавить комментарий
Ваше имя (ник)
Текст комментария *
Введите текст с картинки *
Инфографика недели