Самоучка из провинции
Иван Крамской родился 27 мая 1837 года в Воронежской губернии в семье острогожского писаря. Окончил в Острогожске уездное училище, учился у местного иконописца. В 16 лет случай свел Крамского с заезжим фотографом, который снимал под Воронежем войсковые учения. Юноша устроился к нему на работу «ретушером и акварелистом» и меньше чем за 4 года объехал полстраны. В 20 лет судьба занесла его в Петербург, где находилась «мекка» начинающих живописцев – Академия художеств. Крамской дерзнул подать туда документы и …выдержал все экзамены. Знали бы тогда почтенные академики, какой сюрприз им устроит талантливый самоучка!
Бунт четырнадцати
В 1863 году Крамской (к тому времени – обладатель золотой медали Академии) готовился к сдаче самой ответственной – «выпускной» работы. В качестве сюжета выпускникам была предложена тема из скандинавских саг. В то время подобные мифологические сюжеты господствовали в академической живописи, но Крамской и еще 13 молодых художников, сплотившихся вокруг него, мечтали воплощать в своих картинах правду жизни. Они обратились к комиссии с просьбой разрешить держать экзамен на вольную тему, но получили отказ. Тогда бунтари покинули Академию и основали Артель художников, в 1870 году преобразованную в Товарищество передвижных выставок. Эти организации сыграли мощную роль в развитии русского реализма, а их главным идеологом на протяжении многих лет был Иван Крамской.
Знали бы почтенные академики, какой сюрприз им устроит талантливый воронежский самоучка! |
«Христос в пустыне»
Апофеозом творчества Крамского тех лет стал его знаменитый «Христос в пустыне». Безжизненный пейзаж, скорбное, но полное решимости лицо Христа, предвидящего свое распятие, руки, стиснутые так крепко, что зрителю невольно передается его мучительное напряжение… Когда Крамского попросили пояснить эту картину, он ответил: «Я хочу, чтобы человек представил себя на месте Христа в момент самого важного выбора...» Это была революционная трактовка: возвышенный евангельский образ, словно вновь спускался на землю, чтобы стать ближе к людям…
Билет в вечность
Но главную славу художнику составили его «лица эпохи». Толстой, Шишкин, Салтыков-Щедрин, Боткин… Облик многих выдающихся представителей XIX века нам знаком в первую очередь благодаря кисти Крамского. Блистательные портреты художника ценились современниками так высоко, что, к примеру, другой великий мастер этого жанра Репин даже не решался при его жизни взяться за изображение Толстого!
Большинство портретов Крамского хранится в Третьяковской галерее. Знаменитый меценат заключил с художником своего рода контракт, и оказаться в этой «аллее славы» было сродни билету в вечность.
«Портрет эпохи» с зонтиком
Задача передать с максимальной точностью в предельно лаконичных «условиях» композиции портрета характер современников занимала Крамского всю жизнь. При этом его «портрет эпохи» не исчерпывался «ликами великих». Его интересовали и старый пасечник, и угрюмый лесничий, и девочка с котятами, и дама под зонтиком… «Дам под зонтиками» с течением времени становилось все больше. Подобные портреты художник- кормилец многодетного семейства, как правило, делал на заказ, и это тоже была правда жизни, которая, однако, вызвала у некоторых собратьев по цеху резкое неприятие. Между тем Крамской сумел создать настоящий шедевр даже в ряду таких «незамысловатых» образов.
Тайна «русской Джоконды»
Эту картину, изображающую молодую женщину в экипаже на Аничковом мосту часто ошибочно именуют «Незнакомкой». Наверное, виноват блоковский образ, ассоциации с которым наложились на произведение Крамского. Сам же художник назвал свою героиню «Неизвестная», а современники прозвали ее «исчадием больших городов». Дело в том, что эта невероятно красивая женщина, подчеркнуто одетая по последней моде 1880-х, открыто, вызывающе высокомерна. В то же время ее гордыня слишком нарочита, чтобы быть чертой характера, а если перенести взгляд на еле уловимую складку на переносице, дерзкий образ сразу смягчает затаенная печаль. Есть такое выражение – «отчаянный вызов». Кому бросает его красавица на Аничковом мосту? Несмотря на то, что картина была написана в 1883 году, споры об этом не утихают до сих пор. В «Неизвестной» находили черты многих литературных героинь: Анны Карениной и Настасьи Филипповны, реальных «светских львиц» и «дам полусвета». В советское время неоднозначный образ преобразился в символ утонченного аристократизма. Что же побудило написать Крамского свою загадочную «русскую Джоконду» – реальная встреча или вечная попытка понять завораживающую силу «земной» женской красоты, остается только гадать. Во всяком случае, художник, переживший свою «Неизвестную» всего на 4 года, до самой смерти ни словом не обмолвился об этом.
Эту картину, изображающую молодую женщину в экипаже на Аничковом мосту часто ошибочно именуют «Незнакомкой». Наверное, виноват блоковский образ, ассоциации с которым наложились на произведение Крамского. Сам же художник назвал свою героиню «Неизвестная», а современники прозвали ее «исчадием больших городов». Дело в том, что эта невероятно красивая женщина, подчеркнуто одетая по последней моде 1880-х, открыто, вызывающе высокомерна. В то же время ее гордыня слишком нарочита, чтобы быть чертой характера, а если перенести взгляд на еле уловимую складку на переносице, дерзкий образ сразу смягчает затаенная печаль. Есть такое выражение – «отчаянный вызов». Кому бросает его красавица на Аничковом мосту? Несмотря на то, что картина была написана в 1883 году, споры об этом не утихают до сих пор. В «Неизвестной» находили черты многих литературных героинь: Анны Карениной и Настасьи Филипповны, реальных «светских львиц» и «дам полусвета». В советское время неоднозначный образ преобразился в символ утонченного аристократизма. Что же побудило написать Крамского свою загадочную «русскую Джоконду» – реальная встреча или вечная попытка понять завораживающую силу «земной» женской красоты, остается только гадать. Во всяком случае, художник, переживший свою «Неизвестную» всего на 4 года, до самой смерти ни словом не обмолвился об этом.