Из летописи "рогатого транспорта" в Воронеже
Опрос В Госдуме планируют рассмотреть законопроект, обязывающий медицинские учреждения пропускать родственников в реанимацию. Как вы относитесь к этой инициативе?

Из летописи "рогатого транспорта" в Воронеже

18 июня 2013 / просмотров – 4092
Истфакт
В связи с появлением памятника троллейбусу, мы решили напомнить читателям «ГЧ» основные вехи истории этого транспортного средства в нашем городе.

Под управлением Героя Советского Союза

Попытки создать «безрельсовый трамвай» в России имели место еще в начале прошлого столетия. В 1900 году инженер Караулов предложил заменить «электрическими автомобилями с питанием от центральной станции» …труд бурлаков, тянувших баржи через Ладожский канал под Петербургом. В 1902-м состоялись испытания грузовика с электроприводом, изготовленного в северной столице фирмой изобретателя Фрезе. Это чудо прогресса можно считать первым отечественным троллейбусом, но дальнейшее развитие техническая новинка получила лишь многие годы спустя.

Старейшая в России троллейбусная линия была построена в Москве, в 1933 году. В нашем городе «рогатый транспорт» появился 1960-м. Его движение было открыто 6 ноября – после торжественного митинга с символическим перерезанием красной ленточки. Первый троллейбус* вывел на воронежские улицы Герой Советского Союза Дмитрий Лебедев (1916 – 1998). Высокое звание Дмитрий Ильич получил в годы Великой  Отечественной войны. Он был летчиком, совершил 108 боевых вылетов, нанес большой урон противнику в живой силе и технике. После увольнения в запас Лебедев трудился в троллейбусном парке № 1. В 2000 году этому объекту было присвоено его имя.

Город завоевывает новый вид перевозок

Поначалу в Воронеже действовало три маршрута, по которым ходили 34 троллейбуса МТБ-82, созданных на предприятии в подмосковном Тушино. Они размещались в депо на Космонавтов. Затем парк машин пополнили ЗиУ-5 – более современные детища Завода имени Урицкого (ныне – «Тролза», город Энгельс). В 1960-е по городским улицам пассажиров возил необычный представитель «рогатого транспорта» под названием «Орленок». Он был построен из металлолома, собранного воронежскими пионерами.

В начале 1970-х в областном центре было уже 9 маршрутов. В то же время у нас появились машины знаменитой модели ЗиУ-9, которая стала базовой для целой серии модификаций и заслужила славу самой массовой.** Открылось второе депо на улице Хользунова.

В 1980-е троллейбусные линии связали все городские районы. В столице Черноземья насчитывалось 15 маршрутов. Депо были оборудованы автоматизированной системой диспетчерского управления, разработанной воронежскими специалистами. В 1987 году количество троллейбусов составляло 238 единиц.

Попытки удержаться «на плаву»

К началу 1990-х основой системы пассажирских перевозок в городе являлся электротранспорт. Автобусы обслуживали главным образом удаленные районы – ВАИ, БАМ, Отрожку… Предполагалось дальнейшее расширение троллейбусной сети, но этим планам не было суждено сбыться. С 1992 года резко уменьшилось финансирование транспортной сферы. Одновременно сократились объемы производства на машиностроительных предприятиях. Между тем, троллейбусному парку требовалось обновление, поскольку техника к тому времени уже выработала свой ресурс. В 1993 году руководство объединения «Воронежгорэлектротранс» сумело изыскать средства на эти цели, и в город пришла самая крупная партия ЗиУ-9 – 67 единиц. Тогда же жители увидели первый троллейбус с рекламными объявлениями.

Троллейбус не сдается

С начала 2000-х отношение к электротранспорту резко изменилось. Он перестал рассматриваться тогдашними городскими властями как перспективный. Что было дальше, все помнят. С воронежских улиц исчез трамвай. Закрылось большинство троллейбусных маршрутов. На смену пришли коммерческие «ПАЗики» и «ГАЗели».

В 2009 году наметились ростки возрождения электротранспорта. В город поступила партия из 22 машин, была проведена реконструкция депо на Космонавтов.

В том же году все троллейбусное хозяйство было объединено под опекой МУП МТК «Воронежпассажиртранс». Его руководство убеждено – у транспорта с более чем с полувековой историей в столице Черноземья есть будущее. В настоящее время хоть и не приходится говорить о заметном развитии системы, троллейбусы по-прежнему ежедневно выходят на линию…

 

 «Ночной дозор»

Несмотря на трудности, люди в этой системе трудятся долгие годы. С одним из них – электрослесарем Иваном Мерзликиным мы познакомились во время экскурсии по депо на Космонавтов. Стаж у Ивана Алексеевича – 38 лет. Коллеги про него говорят: «Это наш староста». В троллейбусный парк он устроился на работу сразу после того, как отслужил в армии. «Я был деревенским парнем, а тут давали общежитие, – рассказывает Мерзликин, – так и работаю. Это мое дело. Так привык, что даже жаль уходить на пенсию».

Иван Алексеевич трудится в ремонтном цехе. Здесь «лечат» троллейбусы, а также проводится профилактическая проверка транспортных средств перед тем, как они отправляются на городские улицы. По правилам технической эксплуатации, подвижной состав осматривают каждую ночь перед выпуском на линию. По словам нашего собеседника, без подписи мастера из депо не выходит ни одна машина.

 

«Работа нас поженила»

Так говорят о себе Владимир и Зинаида Ряскины. Они познакомились на курсах водителей троллейбусов и живут браке уже 46-й год. Не менее почтенен у них и профессиональный стаж. Владимир Степанович проработал в депо 40 лет. На вопрос – что главное в профессии он отвечает кратко: «Соблюдать правила и сохранять спокойствие».

Зинаида Тихоновна – ветеран труда, обладательница почетного знака «500000 километров без аварий». Она провела за рулем троллейбуса 17 лет, затем трудилась начальником маршрута. «А ведь меня в водители брать не хотели, – рассказывает наша собеседница, – я была маленькая, худенькая. Думали – не справлюсь, предлагали идти в кондукторы. Но я уперлась. В итоге с депо оказалась связанной вся моя жизнь…»

 

*Он курсировал от вокзала до улицы Космонавтов, которая до 1962 года носила название Бессарабская.

** По данным завода «Тролза», за время производства ЗиУ-9, было выпущено 37447 машин.

 

ЗиУ-5, установленный в Воронеже в качестве памятника, был создан Конструкторским Бюро Завода имени Урицкого в 1959 году. Вместимость троллейбуса – 125 пассажиров. Скорость – 60 километров в час. Вес в ненагруженном состоянии – 9000 килограммов. Число выпущенных в СССР ЗиУ-5 – более 16000 единиц. В 1960 – 1970-е это была наиболее распространенная модель троллейбуса в стране.

 

В экспозиции, что хранится в троллейбусном парке на Космонавтов, 27 можно увидеть макеты конки, старого трамвая, троллейбуса, фотографии, отражающие историю общественного транспорта в нашем городе. Это то, что осталось от музея бывшего Воронежского ТТУ после болезненных реорганизаций.

 

Елена Черных
239-09-68
alenagalch@gmail.com
Система Orphus
Добавить комментарий
Ваше имя (ник)
Текст комментария *
Введите текст с картинки *
Инфографика недели