Сказочный терем
Церковь начали строить в 1903 году. Как отмечает историк Александр Акиньшин, это последний храм в нынешних городских пределах, возведенный в дореволюционное время.* Считается, что культовое сооружение строили по чертежам воронежского зодчего Вячеслава Гайна, который с 1901 года проектировал жилые и общественные здания в губернском центре. Правда, документальных свидетельств, подтверждающих участие Гайна нет, но известно, что архитектор много экспериментировал с псевдорусским стилем. Его черты угадываются и в этой церкви, похожей на сказочный терем – богатый декор в традициях деревянного зодчества, парадный, праздничный вид…
На земле и в небе
Храм освятили в 1911 году во имя одной из самых почитаемых на российской земле иконы Казанской Божией матери. По преданию лик был обретен в XVI веке – в Казани, вскоре после успешного похода Ивана Грозного. С образа были сделаны многочисленные списки (копии). Один из них несло с собой ополчение Минина и Пожарского, которое 22 октября 1612 года взяло штурмом Кремль и изгнало поляков из Москвы. Первый из династии Романовых Михаил Федорович постановил совершать в этот день празднование и крестный ход в честь Казанской иконы как избавительницы от захватчиков. Ныне святому лику посвящены сотни православных храмов, а в 2011 году икона …отправилась в космос. Ее вручил членам экипажа корабля «Юрий Гагарин» Святейший патриарх Московский и всея Руси Кирилл. Теперь она хранится в российском сегменте Международной космической станции.
Церковная усадьба
Однако вернемся в начало XX столетия. Известно, что тогда представляла собой церковная территория. Вокруг культового сооружения сформировалась целая усадьба – здесь находились дома священнослужителей, богадельня, несколько хозяйственных построек. Еще в период возведения храма местные жители обустроили рядом с ним кладбище – ныне один из немногих некрополей сохранившихся в Воронеже с тех времен.
Церковь пережила бурное революционное время, но в 1936-м здесь замолкли колокола. Тогда уже вовсю шла кампания по борьбе с религией – «опиумом для народа». В храме прекратились богослужения, а его священники были арестованы.
Борьба за возрождение
В богоборческие времена в храмах нередко размещались склады и прочие хозяйственные учреждения, а в Покровском соборе одно время действовал …антирелигиозный музей. Казанская церковь после закрытия пустовала, но ее здание сильно пострадало в годы войны. Однако уже вскоре после изгнания фашистов из Воронежа прихожане обратились в райсовет с просьбой зарегистрировать общину и открыть культовое сооружение. В то время власти смягчили политику в отношении религиозных объединений, и все же местным жителям пришлось добиваться возрождения церкви больше трех лет. 5 октября 1946 года облисполком, наконец, разрешил возобновить в ней богослужения.**
Из истории микрорайона
Отрожка (Отрожки, Рожки, Атрошки) возникла в XVII веке и относилась к владениям Алексеевского Акатова мужского монастыря. По данным историка Александра Акиньшина, в канун крестьянской реформы 1861 года здесь насчитывалось 92 двора и проживало 700 человек. До начала XX века это была деревня, то есть населенный пункт, не имеющий своего храма. После строительства железной дороги в середине XIX века, тут появилась узловая станция. К началу XX столетия число жителей значительно выросло и отроженцы решились на возведение церкви. Ранее им приходилось ходить за несколько верст в храм на Придаче.
Главная святыня храма
Это Казанский образ Божьей Матери. На сайте церкви сообщается, что икона была написана специально к освящению храма в мастерской Андреевского скита на Святой горе Афон. Лик был сохранен в богоборческие времена и в период ожесточенных боев в Великую Отечественную прихожанином Николаем Михайловичем Рябых. Он тайно перенес икону в свой дом и долгие годы берег ее.
Старожилы Отрожки рассказывают о чуде, связанном с этим образом. Когда Николай Михайлович узнал о возобновлении богослужений в церкви и решил вернуть икону на место, то никак не мог сдвинуть ее с места. Перенести ее в храм прихожане смогли только после того, как священник отслужил молебен Пресвятой Богородице в доме прихожанина.
*Позже был освящен только Владимирский собор, но к его строительству приступили десятилетием раньше.
**В то время в Воронеже, кроме Казанского действовали только еще два храма – Никольский и Покровский. Так продолжалось более сорока лет, пока государство не пересмотрело отношение к церкви.
После войны храм находился в плачевном состоянии. На стенах остались следы от пуль, в одном из сводов зияла трехметровая пробоина. В здании не осталось ни одного целого стекла. Кровля и полы требовали замены. Заботу о восстановлении церкви тогда взяли на себя священнослужители и прихожане.
В 1980 годы в Казанской церкви начались масштабные реставрационные работы. Тогда здесь обновили кирпичную кладку, восстановили один из куполов, заменили кровлю. Позже были заново расписаны стены храма и заменены надкупольные кресты.
Фотографии Павла Макарова.