Волшебный мир ранней фотографии
В третьем десятилетии XIX века распространились слухи о новых успешных поисках способа закрепления световых изображений. Независимо друг от друга в этом направлении трудились десятки людей. Наконец ожидаемое свершилось. Весть об изобретении произвела фантастическое впечатление. Этому событию предшествовали искания многих пытливых людей в течение веков. В конце XV века устройство камеры-обскура описал Леонардо да Винчи. Совершенствовал этот прибор другой знаменитый итальянец Джиовани Батиста делла Порта в середине XVI века. Камерой-обскура, а впоследствии дорожной камерой-люцидой пользовались путешественники, зодчие, художники.
Изобретение фотографии связано с именем французского художника-декоратора Луи Жака Манде Дагера. Однако вряд ли его можно назвать первооткрывателем светописи. Стоит отметить, что до предприимчивого импресарио были и Фокс Тальбот, и Сэр Гершель, и Джозеф Нисефор Ньепс, и другие. Но Дагер – единственный, кто создал вокруг фотографии тот необъяснимый ареол таинственности, который не развеялся и до наших дней. К тому же дагеротипия – это единственный из основных фотографических процессов, который носит имя своего создателя.
Первый русский фотограф
Алексей Греков вошел в историю фотографии не только как изобретатель, но и как первый русский фотограф-портретист. Весной 1840 года он сообщил в «Московских ведомостях», что после многократных опытов ему удалось получить портреты. Технология фотографирования по способу Дагера была чрезвычайно неприятной для изображаемого: для лучшего светоотражения лицо человека натирали мелом, а волосы густо посыпали тонкой рисовой пудрой. Малейшее движение загримированного таким образом человека сводило на нет всю работу: придавало фигурам безобразный вид и уничтожало сходство. С этими трудностями столкнулся и Греков, но преодолел их. Он открыл «художественный кабинет» для всех желающих получить портрет «величиной с табакерку».
Кроме того, трудолюбивый изобретатель выпустил брошюру «Живописец без кисти и без красок, снимающий всякие изображения, портреты, ландшафты и прочее в настоящем их свете и со всеми оттенками в несколько минут». В ней были даны указания о технике съемки и впервые о ее художественной стороне. Приведено несколько рецептов для придания цвета изображению: темно-серого, фиолетового, золотистого, светло- или темно-коричневого. Фотография робко заявляла о себе уже как об искусстве.
Увы, судьба талантливого изобретателя, пытливого практика-фотографа, сложилась печально. Опыты требовали немалых затрат. Начальство московской типографии насчитало за Алексеем Федоровичем долг, сумма которого превысила трехгодичное жалованье. Очевидно, «художественный кабинет» не мог конкурировать с открывшимися в Москве ателье заграничных дагеротипистов. И вскоре имя Алексея Грекова перестало упоминаться.
Гении в мастерских
В начале июня в рамках Платоновского фестиваля искусств (информационный партнер – Центр Галереи Чижова) воронежцам была предоставлена возможность посетить фотовыставку Мишеля Сима «Гении в мастерских». На протяжении десяти лет он создавал фотопортреты своих друзей-художников, среди которых были Пабло Пикассо, Анри Матисс, Альберто Джакометти, Жан Кокто, Ман Рэй, Марсель Дюшан, Андре Дерен, Ле Корбюзье, Марк Шагал, Хуан Миро и многие другие. Отметим, Михаил Змаевский видел себя, прежде всего, скульптором, но по иронии судьбы мировую известность ему принесла фотография, которая была для него, скорее, хобби и своеобразным визуальным дневником. В 1929 году семнадцатилетним юношей будущий Мишель Сима (его псевдоним – анаграмма французского amis – «друзья») приехал в Париж, где сначала обучался в художественной академии Гранд-Шомьер, а потом в мастерских известных скульпторов, в том числе Осипа Цадкина. Он подружился с Пабло Пикассо, Максом Эрнстом, Константином Бранкузи и многими другими представителями художественного круга, который впоследствии получил название Парижской школы.
Польский еврей, в 1942 году он попал в Освенцим, сломивший его физически и морально. После окончания Второй мировой войны именно фотография помогает Сима выйти из кризиса. По предложению Пикассо он стал документировать ежедневную работу друга, фиксируя его творческий процесс на фотопленку. Через некоторое время Мишель Сима разовьет эту идею, сняв целую серию портретов своих друзей, знаменитых художников, за работой в мастерских. За несколько лет он создал настоящую фотолетопись с участием главных героев своего времени. В 1958 году эти портреты вошли в альбом «Лица двадцати одного художника» – который глубоко разочаровал самого Мишеля Сима, неудовлетворенного качеством печати. После этого он сознательно навсегда оставил фотографию, полностью посвятив себя скульптуре. Тем не менее сегодня эти фотографии – уникальные документы эпохи, позволяющие заглянуть за кулисы художественной сцены того времени.
От детсадовцев до Генсека
Фотография – это продолжение памяти. Способ запомнить самые значимые и важные моменты нашей жизни. Фотограф делает снимок и останавливает мгновение на века, и это мгновение рассказывает о жизни и реальности больше, чем многие повести и романы.
Снимки Юрия Абрамочкина, легенды советско-российской фотожурналистики, наполнены живыми голосами людей, щебетом птиц, гулом машин, плеском волн, шелестом листьев. Он объездил с фотоаппаратом полпланеты, а в объективе его камеры побывали не только политические лидеры разных стран ХХ века, но и артисты, писатели, ученые и космонавты. Но помимо выдающихся деятелей прошлого столетия автор очень любил снимать простых людей, показывая их жизнь и характер. Юрий Абрамочкин как-то сказал, что он уважал людей, которых снимал. Уважал, но не испытывал страха перед генсеками и канцлерами. Наверное, поэтому Фидель Кастро у Абрамочкина не миф, не пламенный революционер «острова зари багровой», а сидящий на ступеньках задумчивый интеллектуал, в глазах которого можно прочитать неуверенность и сомнения. Не подвела камера, и когда он снимал Андрея Сахарова – оправа толстых роговых очков закрыла глазные впадины, левая рука поддерживает клонящуюся на бок голову. Поза смертельно усталого человека, которому уже не нужны глаза, чтобы видеть, какая дорога ведет к храму.
Юрий Васильевич был в числе первых мастеров, привнесших в советскую репортажную фотографию непостановочные бытовые сцены.
Всем, кто любит фотографию
Тем, кто увлекается искусством фотографии и историей, будет интересен новый проект Центра Галереи Чижова «Галерея в Галерее». Новое выставочное пространство для жителей и гостей Черноземья открылось в прошлом году и сразу покорило сердца воронежцев. В новом Атриумном зале на 1, 2 и 3 этажах с 9:00 до 22:00 можно посмотреть работы фотографов, художников, скульпторов.
В рамках проекта «Галерея в Галерее» с большим успехом прошла фотовыставка «Воронежцы в Первой мировой войне», которая была приурочена к сотой годовщине ее окончания. Отметим, экспозицию собирал краевед с 2014 года. Помогали общественному деятелю воронежцы, которые присылали фотографии своих прадедов. Среди сотен снимков посетители увидели портрет Николая II, семью принцессы Ольденбургской, героев крепости Осовец. Кроме того, воронежцам была предоставлена возможность увидеть уникальную фотографию лейб-гвардии Кексгольмского императора австрийского полка. Фотография сделана в 1903 году в Варшаве, на ней изображены 1000 человек. На сегодня в мире сохранилось всего пять таких снимков. Этот полк Российской Императорской гвардии был учрежден Петром I в 1710 году и просуществовал до 1918 года, участвовал, в частности, в походах Петра I, в Крымской войне, в Отечественной войне 1812 года, в Первой мировой войне. Конечно, там были и воронежцы, потому что полк формировался из представителей разных губерний.
На выставочной площадке можно было увидеть и фотографии, рассказывающие о современном производстве ракетно-космической техники и той роли, которую Воронежский механический завод играет в космической отрасли и машиностроении России.
В новом выставочном пространстве Центра также размещалась фотолетопись, созданная участниками знаменитого спектакля «Мы 100% Воронеж», которая фактически ознаменовала начало Платоновского фестиваля искусств – 2019. Экспозиция дала возможность всем неравнодушным к миру театра проникнуть в таинственный мир закулисья.
А в июне жители столицы Черноземья наслаждались потрясающей выставкой воронежских фотохудожников – Михаила Вязового, и Андрея Парфенова, и Константина Кириакиди, Андрея и Никиты Пауковых, Михаила Квасова, Владимира Лаврова, Андрея Голова и многих других, не менее прекрасных авторов. К слову, тематические выставки в ГвГ меняются раз в месяц, а также проводятся мастер-классы и встречи с художниками.
Приобщайтесь к завораживающему миру фотографии и вовлекайте в него своих друзей и близких. Если вам необходим хороший цифровой фотоаппарат, приобрести его можно в Центре Галереи Чижова.
В магазине «Фототехника» на 4-м этаже представлены цифровые фотокамеры Pentax, Sony, Samsung, Fujifilm, Casio, Panasonic, различные аксессуары и принадлежности к фототехнике. К вашим слугам описания и характеристики большого количества моделей. Вы можете также сравнить цены и получить контактную информацию о компаниях, занимающихся продажей фотокамер.
Загляните и в магазин бытовой техники и электроники «М.Видео», который также расположен на 4-м этаже Центра Галереи Чижова. Здесь, кроме фотоаппаратов представлен широкий ассортимент цифровых фоторамок.
И, конечно, если у вас есть друг-фотограф, не забудьте поздравить его с профессиональным праздником.