Выдающийся ученый-анатом, один из основоположников отечественной лимфологии Гордей Максимович Иосифов трудился в нашем городе 10 лет. К тому времени, когда он приехал в Воронеж, его исследования были в разгаре…
Бальзамировщик императора
Гордей Иосифов (1870 – 1933) родился во Владикавказе, в купеческой семье. Среднее образование получил в местной гимназии, затем учился на медицинском факультете Харьковского университета. Там Иосифов зарекомендовал с себя с самой лучшей стороны и после окончания заведения продолжил работу в alma mater. По протекции профессора Митрофана Попова его пригласили на кафедру описательной анатомии. Покровитель молодого специалиста серьезно занимался изучением бальзамирования и даже разработал свой метод. В стеклянных витринах кафедры, в специальном растворе хранилась целая коллекция созданных им анатомических препаратов. Особенный трепет у студентов вызывала так называемая «спящая красавица» – забальзамированная умершая девушка, которая словно утопала в волнах розового газа. Подобные «экспонаты» леденят кровь, но такова специфика медицины: работа в анатомическом музее и морге – неотъемлемая часть подготовки будущего врача.
Слава о том, какие чудеса творит харьковский профессор, докатилась до императорского дворца. В 1894 году Попову вместе с известным биологом Зерновым доверили бальзамировать ушедшего из жизни Александра III (это было нужно, чтобы тело покойного царя сохранило до похорон надлежащий вид). Маститым ученым ассистировал их молодой коллега Гордей Иосифов.
В поисках тайн лимфы
В 1899-м он защитил докторскую диссертацию. Объектом его научного интереса стала лимфатическая система. Этот удивительный «механизм» играет важнейшую роль в обмене веществ между клетками всего организма, участвует в его защите от болезнетворных микробов и вирусов. Огромную роль в создании научного учения о лимфе сыграли исследования Иосифова.
В 1904 году Гордей Максимович отправился в длительную заграничную командировку. В течение двух лет он работал в анатомических институтах и музеях Мюнхена, Цюриха, Павии, Парижа, изучал лимфатические системы рыб на русской биологической станции в Вилла Франко в Италии, трудился в Берлине под руководством знаменитого ученого Вильгельма Вальдейера. По возвращении его пригласили в Томский университет. Здесь он продолжил свои изыскания, итогом которых стала научная работа «Лимфатическая система человека с описанием аденоидов и органов движения лимфы» – первая российская монография по данной теме. Исследование было удостоено премии имени профессора Загорского, которая присуждалась за новаторские достижения в области изучения строения организма.
Иосифова можно по праву назвать создателем анатомического музея, который до сих пор является предметом особой гордости вуза. Параллельно Гордей Максимович преподавал, председательствовал в студенческом научном Пироговском обществе, участвовал в деятельности Общества естествоиспытателей и врачей, входил в правление организации, помогающей малоимущим учащимся.
В 1923-м Иосифова, который к тому времени уже был профессором, пригласили заведовать кафедрой нормальной анатомии медицинского факультета ВГУ.** В Воронеже он работал до самой своей смерти в 1933 году.
Воронежские саркофаги и кремлевские командировки
Предметом особого внимания исследователя были не только тайны животворящей силы лимфы. Как и его наставник Попов, он изучал возможности бальзамирования. Еще в томский период Иосифов начал искать пути сохранения анатомических препаратов и умерших людей в закрытом пространстве без жидкости. В 1909 году он забальзамировал два тела и поместил их герметичные шкафы. В течение нескольких лет они превратились в мумии.
В Воронеже под руководством Гордея Максимовича были разработаны методики, позволяющие изготавливать препараты с сохранением естественного цвета.*** Забальзамированные ученым тела в течение многих лет находились в стеклянных саркофагах без изменения внешнего вида. Этот опыт был учтен в 1925 году, когда в верхах приняли решение не предавать Ленина земле. Бальзамированием вождя занимались химик Борис Збарский и анатом Владимир Воробьев, которые опирались на исследования патологоанатома Николая Мельникова-Разведенкова. Иосифов выезжал в столицу дважды – ученым была нужна консультация авторитетного специалиста.
Но основной вклад в науку Гордей Максимович внес на поприще анатомии и лимфологии. Помимо уже упоминавшейся монографии, Иосифов создал ряд ценных трудов по лимфатической системе двигательного аппарата. Он первым провел статистически достоверное исследование (на 40 телах взрослых умерших людей) строения и топографии начального отдела грудного протока. Им была подготовлена целая плеяда учеников, которые возглавили кафедры анатомии в различных институтах, а работы академика Дмитрия Жданова составили особую главу в летописи отечественной лимфологии.
*Первое – временное бальзамирование Ленина было осуществлено после его смерти профессором Алексеем Абрикосовым. Его целью было сохранить тело на небольшой срок – чтобы дать возможность народу попрощаться с вождем.
**Медицинский факультет был преобразован в самостоятельный институт в 1930 году.
***При ученом на кафедре был создан образцовый анатомический музей. Его препараты были утрачены во время оккупации Воронежа. С 1944 года музей начал создаваться заново.
Необычное хобби было у анатома, лимфолога и искусного бальзамировщика Гордея Иосифова. Он мумифицировал фрукты, овощи, растения, вводя в них особые препараты. Правда, после этого употреблять дары природы в пищу было уже нельзя, но инъекции надолго обеспечивали им «цветущий» внешний вид.
132 года сохраняется тело Николая Пирогова в принадлежавшем ему имении Вишня близ Винницы. Легендарного русского хирурга бальзамировал его ученик доктор Давид Выводцев по желанию супруги Пирогова и с разрешения Святейшего Синода. Это самое длительное бальзамирование в практике российских врачей.