Как Маяковский в Воронеже открыл …Америку
Опрос В Госдуме планируют рассмотреть законопроект, обязывающий медицинские учреждения пропускать родственников в реанимацию. Как вы относитесь к этой инициативе?

Как Маяковский в Воронеже открыл …Америку

26 ноября 2012 / просмотров – 4907
Истфакт
86 лет назад, в ноябре на воронежских улицах появились яркие афиши, на которых полуметровыми буквами было написано «Маяковский». Выступление знаменитого поэта должно было состояться в рамках большой поездки по городам и весям Советского Союза. В программе значилась лекция на политико-литературную тему «Мое открытие Америки».

«Советский маяк»
Дело в том, что незадолго до этого, Владимир Владимирович совершил далекое заокеанское путешествие. Поэт посетил Гавану, Мехико, а затем в течение трех месяцев выступал в различных городах США. В Штаты Маяковского впустили как туриста, но тот прекрасно понимал, что на деле его миссия куда значительней. В Америке в нем видели посланца государства, дерзнувшего поставить невероятный эксперимент по созданию нового общества. А сам он хотел воочию оценить, какова на деле «страна равных возможностей».
Демократическая общественность встретила поэта с большим интересом. На вечера с участием «советского маяка», как назвали его в одном из изданий, собиралось до 1500 человек. Хотя случались и своеобразные провокации. Так, в Чикаго к Маяковскому обратился с разгромной речью российский эмигрант. Причем говорил оратор нарочно по-английски, зная, что Владимир Владимирович не владеет этим языком. Но тот вышел из неловкой ситуации с юмором, ответив оппоненту …на грузинском, который знал с детства, поскольку вырос в Кутаисской губернии.

«Поэзия доллара»
Итогом той поездки стали целый цикл стихов и эссе «Мое открытие Америки». В этих сочинениях Маяковский примеряет на себя роль Колумба и рисует свой образ «страны контрастов», основанный на личных впечатлениях. Он восхищается глобальной электрификацией индустриальных центров и недоумевает над тем, как успехи прогресса сочетаются в них с мещанством и ханжеством буржуа. Подмечает колоритные детали быта и делится размышлениями об особенностях местного менталитета.
«В отношении американца к доллару есть поэзия, – читаем мы в его очерке, – он знает, что доллар – единственная сила в его стодесятимиллионной буржуазной стране, и я убежден, что кроме известных всем свойств денег, американец эстетически любуется зелененьким цветом доллара, отождествляя его с …символом довольства». Эта «поэзия купюры» Маяковскому была не по нутру. Недаром он пробыл в Америке только 3 месяца, хотя визу оформили на полгода. Между тем, заокеанское путешествие получило большой резонанс на Родине. В итоге данная поездка стала темой его гастролей.

В фокусе общественного внимания
Воронежские власти придавали визиту Маяковского большое значение. Помимо афиш в прессе вышло специальное объявление. Там же сообщалось, что выступление будет транслироваться по радио (по данным краеведов, в Воронеже тогда имелось 533, а в губернии – 735 радиоприемников).
Творческая встреча состоялась 22 ноября 1926-го в Большом советском театре (так назывался драмтеатр с 1919 по 1938 годы). Возможность пообщаться со знаменитым литератором привлекала массу желающих. Воронежский писатель Владимир Кораблинов вспоминал в своей автобиографической книге «Азорские острова»: «Город хлынул на вечер Маяковского, всем хотелось послушать замечательного поэта. Но какая-то часть (и немалая) воронежцев пришла просто поглазеть на него: из третьих и четвертых рук нахватав россказней о …литературных скандальчиках в богемных кабачках… Весь этот народец страсть как хотел повидать такое чудо». Впрочем, Маяковский не возражал и против таких зрителей. Он держался очень непринужденно и остроумно отвечал на вопросы.

«В центре как-то заметнее»
Вопросов было множество. После того, как Владимир Владимирович прочел стихи из американского цикла и прогремели аплодисменты, оратора завалили записками из зала. Их содержание приводит в своей книге «Маяковский едет по Союзу» литератор, сопровождавший его на гастролях, Павел Лавут. И судя по ним, воронежцев больше интересовала сама персона поэта, чем далекая буржуазная Америка.
Один из зрителей спрашивал: «Чем объяснить, что вы в центре всего ставите свое «я»? Поэт парировал: «В центре как-то заметнее», а потом, уже серьезно добавил: «Главное, вам надо раз и навсегда запомнить, что «я» – это гражданин Советского Союза. Потом «я» – это бывает условно. И наконец, почему же в тех случаях, когда я говорю о себе или от своего имени, мне нужно говорить, скажем, от вашего?»

  По воспоминаниям писателя Кораблинова в неформальной обстановке знаменитый поэт был «тихим, молчаливым и даже как будто застенчивым»  

Другой интересовался: «Уверены ли вы в том, что ваше творчество доступно массе?» Маяковский ответил: «Еще далеко не все привыкли к стихам. Но если стихи будут внимательно читать, и, как полагается, по нескольку раз, то через 15 лет они будут доступны почти всем, и это станет большим достижением».
Подобные вопросы звучали и в более резкой форме. Об этом писал Кораблинов: «мы вас не понимаем!» – истерично крикнул кто-то из крайней ложи. «Мы?!– поднял брови Маяковский, – Товарищи! Поднимите руки, кто не понял». Неуверенно поднялось с десяток рук. «Раз, два…три, четыре…восемь! – подсчитал Маяковский, – ну что ж, процент малограмотности не так уж велик».

«Другой» поэт
Выступление затянулось до темноты, завершился «воронежский вечер» Маяковского в компании молодых литераторов. Для общения с поэтом решили выбрать просторную, удобную квартиру врача Раппопорта (ныне дом на Войцеховского, 7, где гостил выдающийся деятель культуры, пришел в ужасающую ветхость).
По воспоминаниям Кораблинова в неформальной обстановке Владимир Владимирович был совсем другим: «Всех нас, слышавших в театре раскаты его могучего голоса, поразил этот тихий, молчаливый и даже как будто застенчивый Маяковский». На вопросы о жизни за океаном, он немногословно отвечал, что от внешнего великолепия заграницы «тянет запахом мещанских сундуков». А вот слушал начинающих поэтов Владимир Владимирович с удовольствием и даже попросил для публикации рукопись пылкой, переполненной энтузиазмом, поэмы 20-летнего Кораблинова. Позже Маяковский читал и свои произведения. Прямо на улице – по пути в гостиницу. Среди стихов, что он декламировал, были знаменитые строки: «Поэзия – та же добыча радия. В грамм добыча, в год – труды…» Так закончилась эта встреча. А спустя несколько месяцев Кораблинов, замер от радостного волнения, когда увидел свою поэму в журнале «Крокодил». Маяковский сдержал слово, хоть и счел, что произведение, которое автор писал на полном серьезе, больше подходит для сатирического издания…

«Козырные вопросы». Во время гастролей Маяковского часто спрашивали, на какие средства он совершает поездки и что такое поэзия. Поэтому, выступая в Воронеже в 1926-м, поэт решил предвосхитить эти вопросы. Ответ был таков: «Первое: на чьи деньги я путешествую? На ваши товарищи! Вы покупаете мои книги, а Госиздат платит мне гонорар. Второе: поэзия. На эту тему тысячи томов написаны, а вы хотите, чтобы я ответил одним словом. Ну, хорошо, отвечу. Поэзия – это фонтан. Спросите почему? Действительно, почему? Ну, не фонтан…»
На смерть поэта. Во время той же встречи с Маяковским, многие воронежцы интересовались его отношением к Есенину, который годом ранее покончил жизнь самоубийством. Владимир Владимирович сказал, что на этот вопрос он лучше всего ответит стихами и со сцены зазвучали строки: «Вы ушли, как говорится, в мир иной. Пустота… Летите, в звезды врезываясь…». Это было еще не очень известное произведение, посвященное «поэту-хулигану».
Елена Черных
239-09-68
alenagalch@gmail.com
Система Orphus
Комментарии
  • 27.11. 20:33 Влад (Гость) Спасибо, Елена. Как всегда, интересно. Я помню с дества, на здании драмтеатра висела доска - здесь выступал Маяковский. Сейчас исчезла...
  • 30.11. 22:37 Автор (Гость) Вам спасибо, Влад, за такое доброжелательное внимание к материалам рубрики! Попробую узнать, куда делась памятная доска...
Добавить комментарий
Ваше имя (ник)
Текст комментария *
Введите текст с картинки *
Инфографика недели