Как «король репортеров» тушил в Воронеже пожар
Опрос В Госдуме планируют рассмотреть законопроект, обязывающий медицинские учреждения пропускать родственников в реанимацию. Как вы относитесь к этой инициативе?

Как «король репортеров» тушил в Воронеже пожар

6 декабря 2016 / просмотров – 3158
Истфакт

Жизнь знаменитого журналиста Владимира Гиляровского была полна удивительных встреч и приключений. Как писал о нем Паустовский, «он должен был испробовать все возможное, научиться делать все своими руками». Прежде, чем Владимир Алексеевич посвятил себя репортерскому делу, ему довелось трудиться бурлаком, табунщиком, цирковым наездником, актером… Весьма любопытный период в его жизни был связан с Воронежем. У нас Гиляровский выступал на театральных подмостках и «по совместительству» работал пожарным.

Богатырь из вологодских лесов
Владимир Алексеевич родился на Вологодчине 8 декабря* 1855 года, в семье помощника управляющего графским лесным имением. Его отец и дед были завзятыми охотниками и славились недюжинной силой. Они запросто ходили на медведя с рогатиной и с легкостью гнули подковы. Эту богатырскую удаль унаследовал и наш герой. По воспоминаниям современников, он мог завязать узлом кочергу.
В детстве будущий журналист был неугомонным сорванцом. Вот, что писал об этом в книге «Мои скитания» сам Гиляровский: «Я отлично стрелял дробью и пулей, ездил верхом и был неутомим на лыжах. Но все-таки я был безобразник, и будь у меня такой сын (…) я обязательно порол бы его». В губернской гимназии, куда паренек поступил в 1865 году, учителя его не жаловали. Уроки давались ему легко, но поведение хромало. Дерзкий мальчишка сочинял эпиграммы на преподавателей и водил дружбу со студентами, сосланными в Вологду за участие в беспорядках. А в 16 лет Владимир сбежал из дома и начал бродяжничать по России.
В театр …после драки
Во время скитаний Гиляровский брался за любую работу: тянул бурлацкую лямку на Волге, был рабочим в порту и истопником на белильном заводе, перегонял конские табуны в степи… Впоследствии этот опыт пригодился ему в репортерской деятельности. Владимир Алексеевич знал не понаслышке, как живет беднота.
В середине 1870-х наш герой начал гастролировать по городам и весям с театральной труппой. Кстати, приняли его туда …после драки. Дело было в Тамбове. Гиляровский случайно стал свидетелем потасовки между местными «загулявшими» торговцами и приезжими актерами. Последние явно проигрывали. Силач отбил их у буянов, а те в благодарность предложили колоритному спасителю попробовать играть на сцене.
В 1879 году судьба привела Владимира Алексеевича в Воронеж. У нас он выступал на сцене Летнего театра Городского сада под псевдонимом «Владимир Сологуб» и выполнял обязанности помощника режиссера. Тогда же состоялось его знакомство со знаменитой актрисой Марией Ермоловой. Причем, как повелось у Гиляровского, произошло это в необычных обстоятельствах.
Артист-огнеборец и великая Ермолова
В то время в Воронеже была создана вольная пожарная дружина. Узнав об этом, Гиляровский записался в команду. Первое же ЧП совпало с началом гастролей актрисы, посетившей наш город в июне 1879-го. Эту историю Владимир Алексеевич описал в своей книге «Люди театра».
На окраине загорелись два дома. Дружина, в составе которой был и наш герой, отправилась бороться с пожаром. Дул сильный ветер, огонь мог перекинуться на соседние здания, но команде удалось потушить пламя. После этого Гиляровский поймал извозчика и помчался в Летний театр, где уже собралась толпа поклонников таланта Ермоловой. Она должна была с минуты на минуту приехать с вокзала. Владимир Алексеевич находился в таком волнении, что забыл смыть с лица сажу. Коллеги-актеры встретили его хохотом. Пришлось срочно ретироваться, чтобы привести себя в порядок. Но уже через несколько минут артист-пожарный «извинялся с трепетом сердца» перед актрисой.
Позже они общались еще не раз. Великолепный рассказчик Гиляровский произвел на Ермолову большое впечатление. Мария Николаевна увидела в нем литературный талант и советовала взяться за перо. Впоследствии так и произошло.
В элитных кварталах и городских трущобах
В 1881 году Владимир Алексеевич решил посвятить себя журналистской деятельности. Он сотрудничал c различными московскими изданиями и быстро обрел славу «короля репортеров». Гиляровский целыми днями носился по Первопрестольной в поисках информации и всегда был в курсе самых «горячих новостей». Ему доверяли обитатели элитных кварталов и городских трущоб. Энергичный, наблюдательный и фантастически работоспособный корреспондент успевал всюду.
При этом Гиляровский не ограничивался только сбором фактов. В 1882 году на Московско-Курской железной дороге произошла ужасная катастрофа – в результате размыва почвы после сильного ливня на участке пути образовалась огромная «пещера», в которую рухнуло несколько вагонов. Владимир Алексеевич первым примчался на место крушения и две недели участвовал в разборе завалов, регулярно посылая отчеты в «Московский листок».
«Не беспокойтесь, это «Русскую мысль» жгут…»
Много раз репортеру приходилось выезжать на борьбу с огнем. Московский обер-полицмейстер выдал ему документ, разрешающий сопровождать пожарных. Вместе с ними Гиляровский тушил пламя, лазил по крышам, помогал спасать людей…
Этой профессии Гиляровский уделил особое внимание в книге «Москва и москвичи». На страницах, посвященных огнеборцам, он описывает их героический и опасный ежедневный труд, а напоследок делает ремарку: «Было и еще одно занятие у пожарных. Впрочем, не у всех, а только у одной части: они жгли запрещенные цензурой книги». Крамольную литературу уничтожали прямо во дворе части, что вызывало неизменное любопытство у обывателей. «Что это за дым, уж не пожар ли?», – интересовались они у городовых. А те поясняли прохожим: «Не беспокойтесь, это «Русскую мысль» жгут…»**
«Он вмешивался в жизнь без оглядки»
В советское время «король репортеров» продолжал сотрудничать с различными изданиями. Не оставлял он перо и в почтенном возрасте, когда болезнь почти лишила его зрения. Владимир Алексеевич писал вслепую, после каждой строчки, складывая лист «гармошкой», чтобы текст ложился ровно. Ушел из жизни этот неординарный человек в 1935 году, оставив о себе яркую память. «Прежде всего, в Гиляровском поражала цельность и выразительность его характера, – говорится в очерке «Дядя Гиляй» Константина Паустовского. – Если может существовать выражение «живописный характер», то оно целиком относится к Гиляровскому. Он был живописен во всем – в своей биографии, в манере говорить, в ребячливости, во всей своей внешности, в разносторонней бурной талантливости. Это был веселый труженик (…) Не было, кажется, в окружающей жизни ни одного явления, которое не казалось бы ему заслуживающим пристального внимания (…) Он вмешивался в жизнь без оглядки».

*По новому стилю.
** «Русская мысль» – литературно-политический журнал.

Участник русско-турецкой войны
В юности Гиляровский служил в полку в качестве вольноопределяющегося и даже был направлен в Московское юнкерское училище. Правда, в последнем он не задержался – был отчислен за нарушение дисциплины. После этого молодой человек написал рапорт об отставке, но через несколько лет, в разгар русско-турецкой войны вновь вернулся в армию. Он воевал на Кавказе, был награжден Знаком отличия ордена Святого Георгия IV степени.

В образе Тараса Бульбы
Владимир Гиляровский был человеком невероятного обаяния. Его жизнерадостность и юмор делали его желанным гостем в любой компании. При этом Владимир Алексеевич обладал весьма примечательной внешностью. Могучий, косая сажень в плечах, он выглядел, как настоящий богатырь. Такая колоритная личность не могла не привлекать живописцев и скульпторов. Илья Репин увековечил Гиляровского в образе одного из казаков на картине «Запорожцы пишут письмо турецкому султану», а Николай Андреев лепил с него Тараса Бульбу для барельефа на памятнике Гоголю.

В гостях у Чехова
В числе многочисленных друзей Гиляровского был Антон Чехов. Они познакомились, когда оба только начинали заниматься литературой, и поддерживали теплые отношения всю жизнь. Владимир Алексеевич часто упоминается в чеховских письмах. В одном из них – журналисту и издателю Алексею Суворину – писатель рассказывал: «Был у меня Гиляровский. Что он выделывал, боже мой! Заездил всех моих кляч, лазил на деревья, пугал собак, и, показывая силу, ломал бревна…»

Елена Черных
239-09-68
alenagalch@gmail.com
Система Orphus
Добавить комментарий
Ваше имя (ник)
Текст комментария *
Введите текст с картинки *
Инфографика недели